Участница HackPack.press фоторепортер Мария Плотникова регулярно освещает крупнейшие спортивные события — олимпиады и мировые чемпионаты. За свою карьеру она успела пять лет прожить в Бразилии и Аргентине, увлечься там стрит-фото и полностью отказаться от штатной работы в пользу фриланса.
Сейчас Мария совмещает съемки спортивной и повседневной жизни в разных странах в работе с крупными медиа — РБК, Lenta.ru, РИА Новости и Big Picture, много путешествует и готовится к предстоящему чемпионату мира по футболу.
Мария рассказала HackPack, какие выводы сделала после работы на международных соревнованиях, как меняется фотоиндустрия в последнее время и какие темы она заготовила к ЧМ-2018.
Мария, вы работали на Зимней Олимпиаде в корейском Пхенчхане, в Сочи, снимали ЧМ по футболу в Бразилии.Какие уроки извлекли из этого опыта?
Во-первых, нужно быть готовым к тому, что даже на соревнованиях мирового уровня бывают проблемы с организацией. На пунктах досмотра много времени уходит на проверки — то просят достать ноутбук, то выложить вообще всю технику. На Олимпиаде-2018 в Корее с организацией и логистикой был полный бардак. Автобусы не ходили по расписанию, волонтеры не могли ответить на элементарные вопросы: где находится пресс-центр, как пройти на пресс-трибуну.
Во время летних Игр-2016 в Рио-де-Жанейро не было чувства безопасности: в первые дни соревнований на фотографов часто нападали и воровали технику.
Во-вторых, работать приходится на износ. На зимних олимпиадах в Сочи и Пхенчхане мы разрывались между горным и прибрежным кластером, между которыми — десятки километров. Работали с 6 утра и до поздней ночи, спали не больше 4–5 часов в сутки. За три олимпийские недели надо было выложиться на все сто.
В плане самой съемки форс-мажоры случаются редко. На всех крупных спортивных событиях в пресс-центрах есть стойки с техникой Canon и Nikon, где аккредитованные фотографы могут брать напрокат объективы и камеры.
Кстати, на бразильском чемпионате оплачивать проезд приходилось из своего кармана. К счастью, на ЧМ по футболу в России журналистам разрешили бесплатно ездить в общественном транспорте.
Мое главное правило — воспринимать работу на мировых соревнованиях как приключение. Со временем все недоразумения забываются, остается ностальгия.
Как на таком крупном событии пробиться сквозь толпу фоторепортеров и сделать удачный кадр?
Чаще всего активно работать локтями приходится во время церемоний награждения. Фотографы норовят занять самую выгодную, центральную позицию перед пьедесталом. Я же остаюсь в стороне и пытаюсь угадать, в какую сторону спортсмен побежит радоваться победе, чтобы успеть запечатлеть его эмоции на фото.
Фотографам на соревнованиях выделяют специальные сидячие места. Это могут быть несколько рядов на зрительских трибунах, отдельные многоярусные конструкции или лавки и стулья по периметру спортплощадки. Там же можно разложить ноутбуки и объективы. Фотограф получает талончик с номером стула на весь матч. Места с самыми выигрышными ракурсами по традиции бронируют под мировые агентства — Getty, Reuters, Associated Press, Agence France-Presse.
Какие снимки с соревнований в итоге самые популярные у СМИ?
Фото с церемоний награждения: портрет спортсмена на пьедестале с медалью в зубах, крупным планом радостные лица, слезы — нужно поймать эмоции. Большинство онлайн-изданий делают подборки удачных моментов и красивые спортивные «фичеры». Подробные репортажи с матча на 20–30 кадров публикуют только профильные спортивные СМИ. В конце года лучшие кадры можно отправить на конкурсы.
Я люблю снимать болельщиков, они такие же полноправные герои спортивного фото, как и атлеты. Футбольные болельщики самые колоритные. На ЧМ фотографы отрываются по полной, снимая фанатов в самых безумных костюмах.
К сожалению, не всегда хватает времени заснять спонтанные перфомансы болельщиков. Во время ЧМ в Бразилии группа наших эмигрантов нарядилась в русские национальные костюмы перед матчем сборной России. Но потом они затерялись на трибунах, и я не успела их заснять.
Вы едете на ЧМ-2018. Есть ли уже темы, задумки?
На этот ЧМ я аккредитована от РБК, в плане выбора тем у меня развязаны руки. Снимать сборную России мне неинтересно. Я планирую проехать по всем городам-участникам ЧМ и поснимать околофутбольную экзотику. Например, латиноамериканских и африканских болельщиков в наших городах — должно быть очень фактурно. Делаю ставку на аргентинцев: по опыту жизни в Буэнос-Айресе знаю, что более страстных болельщиков не сыскать.
Также планирую активно постить в режиме онлайн фото и сториз с соревнований в своем Instagram. Буду показывать околоспортивную жизнь, фоторепортерскую кухню, болельщиков, волонтеров. Такая форма «живого» репортажа интересна многим подписчикам, судя по отклику во время Игр в Сочи и Рио.
Сколько сейчас можно заработать на публикации в СМИ?
В среднем публикация фотоистории или репортажа в онлайн-изданиях стоит 6–10 тыс. рублей. В крупных СМИ можно заработать 15 тыс. рублей за публикацию. А работать над одной темой можно месяцами, поэтому такой доход достойным не назовешь. Публикации в СМИ — это работа на свое имя и репутацию. Главный доход приносит коммерческая съемка — это 15- 30 тыс. рублей в день.
Заработать на классической новостной и репортажной фотографии стало трудно — слишком много бесплатного контента. Если произошло событие, у которого тысячи свидетелей, например, как прошлогодний ураган в Москве, СМИ скорее делают фотоподборки из соцсетей. Надо признать, смотреть такие галереи порой гораздо интереснее, чем суперпрофессиональный репортаж штатного фотографа.
Новостная фотография умирает. Не первый год СМИ сокращают штат. Если хочешь оставаться в профессии, надо это учитывать и меняться.
А как обстоят дела со спортивными фоторепортажами?
Сейчас традиционные спортивные СМИ практически не делают собственных фоторепортажей с мировых первенств. Я начала снимать спорт еще в 2006 году в небольшом агентстве «Весь спорт». Часто ездила в командировки по России. А сегодня даже крупные спортивные СМИ едва ли могут позволить себе отправить штатного фотографа на Олимпиаду или ЧМ. Эту поляну полностью покрывают информационные агентства. Они мгновенно выкладывают суперкачественные фото. И гораздо выгоднее купить пару десятков снимков у них, чем отправлять своего фотографа.
Но многие «проходные» репортажные фотографии конкурирующих агентств похожи друг на друга как две капли воды. Топовые зеркалки выдают 12 четких качественных кадров в секунду. Нужно очень постараться, чтоб не поймать удачный момент.
Из-за того, что сейчас скорость передачи материала важнее качества снимка, фотограф часто вынужден отправлять редактору сырые кадры прямо с камеры без обработки и кадрирования. В итоге бильд-редакторы кадрируют снимки на свой вкус, и иногда просто ужасно. На Олимпиаде в Пхенчхане один российский фотограф даже шутил, чтоб его авторство не указывали в публикации.
Кстати, наметилась интересная тенденция — топовые агентские фотографы стали выкладывать в Instagram свои лучшие фото, и некоторые снимки попадают на ленту под влиянием лайков, какие-то даже становятся «выбором редактора». Есть и другая фишка Instagram: фотографы берут удачные кадры конкурентов «на карандаш» и на следующий день делают похожие. Из-за этого тоже ленты ведущих агентств пестрят примерно одинаковыми снимками.
Какие советы вы бы дали новичку на ЧМ?
На каждом стадионе во время ЧМ работает команда фотоменеджеров, которые отвечают за координацию фотографов. Главный фотоменеджер — обычно по профессии тоже фотограф — знает все ходы-выходы стадиона, лучшие точки, особенности освещения. Он все покажет и расскажет новичку и станет его главным помощником. Я бы посоветовала сразу наладить с ним хорошие отношения.
Перед ЧМ рекомендую внимательно изучить агентские съемки с предыдущих чемпионатов. Это поможет найти выигрышные места на поле и выбрать оптику в зависимости от задач съемки.
Еще один лайфхак — все самое интересное происходит за три-четыре часа до начала матча вокруг стадиона: в барах, парках. В это время болельщики уже приняли на грудь, раскрепостились и начинают зажигать.
Вы пять лет прожили в Латинской Америке. Как так вышло и как это сказалось на вашей карьере?
Все очень просто: в 2010 году мужу предложили работу в Буэнос-Айресе. Мы прожили три года в Аргентине и два — в Бразилии. После переезда я надолго завязала со спортивной съемкой, но увлеклась стрит-фотографией. Этот жанр довольно сложно монетизировать, но РИА Новости периодически берет на ленту фотографии из разных городов мира. Такими снимками можно проиллюстрировать какие-то заметки и новости о повседневной жизни.
C тех пор вы так и не вернулись в штат. Как сейчас находите заказчиков?
Я привыкла к свободе. После Южной Америки не продержалась на штатной работе в Москве дольше четырех месяцев. Заказов сейчас хватает — это могут быть репортажные съемки для компаний, съемки спортивных мероприятий — обычная коммерция. В качестве пиара лучше всего работает сарафанное радио и прямые рекомендации.
Какой проект вы мечтаете сделать?
Мой проект мечты — показать с помощью фотографии процесс глобальных технологических изменений в нашей жизни. Сейчас интернет, Big Data, искусственный интеллект через гаджеты проникают в нашу жизнь так, что онлайн становится важнее офлайна. За каких-то десять лет человек стал идентифицировать себя не только как разум с физической оболочкой, но и как виртуальную личность с отдельной полноценной жизнью.
Сейчас это можно выразить визуально, засняв людей, «прилипших» к экранам телефонов, но уже через 10 лет все изменится. Мы и живем в это пограничное время. Лет через 50, когда технологии окончательно изменят физический мир, будет интересно смотреть на эти фотографии.
Пока мне сложно представить, как запечатлеть Big Data в кадре. На мой взгляд, лучше всех пока что с этим справился фотограф Егор Цветков. Но дико интересно размышлять на эту тему и искать способы сфотографировать то, чего якобы нет.