Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Мировой океан: перспективы развития и использования

Оглавление

Океан занимает 71 % поверхности нашей планеты, однако он менее изучен, чем суша. Предлагаем подборку лекций, в которой ведущие океанологи рассказывают о современных способах исследования океана, экономической пользе этих исследований и влиянии океана на климатические изменения.

Океан и изменения климата

Кадр из лекции Сергея  Гулёва «Океан и изменения климата»  (2012)
Кадр из лекции Сергея Гулёва «Океан и изменения климата» (2012)

Изучая изменения климата, в первую очередь стоит учитывать влияние океана, а не суши. Главная причина, по которой воздействие океана на атмосферу так велико, — это инерционность: благодаря его высокой плотности и удельной теплоемкости (в сравнении с аналогичными показателями атмосферы) океан значительно сложнее нагреть и существенно труднее забрать его тепло.

В своей лекции Сергей Гулёв рассматривает механизмы теплообмена между океаном и атмосферой, рассказывает, в каких географических областях они идут активнее и по каким показателям можно спрогнозировать погодные изменения, например будущие тропические ураганы. Вы также узнаете о феномене глобальной межокеанной циркуляции — процессе, который приводит к таянию арктических льдов и который, по мнению ученых, представляет серьезную угрозу стабильности климата Земли.

Смотреть лекцию «Океан и изменения климата»

Будущее ХХI века — океан

Кадр из лекции Геннадия Матишова  «Будущее ХХI века — океан»  (2011)
Кадр из лекции Геннадия Матишова «Будущее ХХI века — океан» (2011)

Расширение наших знаний об океане имеет первостепенное значение. Недостаток информации о шельфовых зонах и подводных волнах приносит убытки экономике страны в нефтегазовой отрасли при разработке новых месторождений и в военно-морском деле при составлении маршрутов для субмарин.

Геннадий Матишов рассказывает об основных способах изучения океана: дрейфующих гидробуях и датчиках, прикрепляемых к морским млекопитающим. Результаты этих исследований могут быть использованы не только в океанологии, но и в военной разведке, а также в развитии военно-морского флота.

Может ли глобальное потепление привести к таянию всех ледников и затоплению планеты? Лектор высказывается против этой популярной сегодня гипотезы. Он приводит доказательства того, что в ближайшей перспективе площадь оледенения может возрасти.

Смотреть лекцию «Будущее ХХI века — океан»

Океан и будущее человека

Кадр из лекции Александра Лисицына  «Океан и будущее человека»  (2009)
Кадр из лекции Александра Лисицына «Океан и будущее человека» (2009)

Ученые считают, что запасов нефти на суше хватит всего на 40 лет. Однако разработка океанических месторождений поможет обеспечить человечество нефтью на сотни лет. Поиски нефти на шельфе — примыкающей к суше части морского дна — ведутся давно. Шельфовые запасы оцениваются триллионами кубометров, но пока далеко не все из них открыты.

Чтобы объяснить, как в недрах океана синтезируется нефть, Александр Лисицын рассказывает о подводных вулканах и химическом составе глубинного вещества, которое они выбрасывают. Среди элементов, обнаруженных на дне океана, лектор особенно выделяет гелий-3. По всем показателям он полностью совпадает с гелием-3, обнаруженным в межзвездном пространстве. На этом основании ученые делают вывод, что гелий-3 находится в мантии Земли с момента ее основания.

Смотреть лекцию «Океан и будущее человека»

Космический мониторинг океана

Кадр из лекции  Валерия Бондура «Космический мониторинг океана» (2012)
Кадр из лекции Валерия Бондура «Космический мониторинг океана» (2012)

Профессор Бондур представляет современные методы аэрокосмических исследований океана и разъясняет их преимущества по сравнению с традиционными (буйковые станции и погружаемые аппараты).

С помощью спутника можно исследовать динамику волн, изучать глубинные процессы в океане и их влияние на климат, а также оценивать распределение природных ресурсов. Результаты аэрокосмических исследований используют в навигации при прокладывании морских путей, рыболовном деле, климатологии и метеорологии. В частности, специалисты получают оперативный доступ к информации о стихийных бедствиях и районах загрязнения океана.

Смотреть лекцию «Космический мониторинг океана»