Почти завершился VI Международный фестиваль театрального искусства им. Фёдора Абрамова. Программа хотя была очень насыщенная, но и внесла свои коррективы в привычное расписание. Завсегдатаи привыкли, что курс лекций "Человек. Театр. Общество" проходит в конце каждого месяца, но в связи с проведением Фестиваля майская лекция прошла 12 мая.
И провела её Председатель экспертного совета Фестиваля - Коваленко Галина Вячеславовна, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
Лекция была посвящена постмодернизму в театре. Было очень интересно и познавательно. Мы узнали как погибал французский театр, размениваясь на антрепризы - их играли даже в святая святых, "Комеди Франсез". Как становление нового литературного метода - натурализма - повлияло на театральное искусство. Цикл романов Эмиля Золя открыл новую страницу для театра. И даже наука - взрыв в области естествознания Чарльза Дарвина - тоже сыграл свою немаловажную роль.
Биологические законы перенесены на общество. Литературные произведения адаптируют для театра. "Свободный театр" и "Театр Антуана" - новый свежий глоток воздуха в театральном искусстве. И во Франции Андре Антуан стал воспитателем плеяды великих европейских актёров. Но всё же отцом современного театра - является Чехов.
Открытие Чехова не освоили до конца не только русский театр, но и мировой. "Сыновья съедают своих отцов" - талантливые режиссёры, начинавшие актёрами вместе со Станиславским на произведениях Чехова, ушли и стали создавать своё. Спектакль Вахтангова "Принцесса Турандот" - яркий пример гротескного спектакля. И его тоже можно отнести к постмодернизму.
И всё же, более ярко постмодернизм проявился в спектаклях 50-60-х годов: "Современник" - "Обыкновенная история", Театр на Таганке - "Гамлет", Эфрос - "Женитьба" и спектакль Товстоногова - "Горе от ума". Мы все знаем эти произведения, это известная классика, костюмированные постановки. Да, но режиссёры взяли произведение великого автора и сыграли его про нас, про современность.
Ведь с 1953 года, когда Набоков написал свою "Лолиту", что мы должны прочитать или увидеть в постмодернистском произведении? Обязательно - ирония, самоирония, гротеск, творческая обработка текста, чётко выстроенная линия и где-то одурачивание читателя или зрителя.
Вечером этого же дня мы смотрели постановку Котласского драматического театра "Метель. Владимир.", режиссёра Инны Ваксенбург. Как можно догадаться по названию - по мотивам произведения А.С. Пушкина. Но, судя по всему, тем кто не был днём на лекции у Галины Вячеславовна, название только помешало. Зрители могли подумать про что угодно, но только не про пушкинскую "Метель".
Спектакль начинается для зрителя неожиданно: пока он рассаживается, компания друзей в дачной беседке решает, чем им заняться - может в мафию сыграем? Но вместо этого они попадают в прошлое, пытаясь решить вопросы о любви и жизни.
И дачная беседка тоже трансформируется - то становится зверинцем, где каждой твари по паре,
то тюрьмой с кандалами,
то сумасшедшим домом из которого хотят вырваться. Но вот где он, внутри или снаружи?
Романтичные чувства, вызывавшие надежду, были недвусмысленно попраны объяснением почему же Владимир не попал на свою свадьбу.
И как крик души - Храни меня мой талисман! - но отчего, для кого, ответа нет. И читают его все по строфам, с разными интонациями, эмоциями, в попытке найти ответ для себя.
И вдруг спектакль завершился, также неожиданно как и начался. Нашли ли ответы для себя актёры - неизвестно. А вот у зрителей осталось больше вопросов.
Вопросы: причём тут Пушкин и "Метель, зачем был вставлен "Гамлет" (причём на английском) и, конечно, а что они этим хотели сказать?
Но как бы там ни было, большинство согласилось с тем - что скучать не пришлось (спектакль идёт 45 минут), музыка была интересна подобрана, пластика и хореография (всё же не артисты балета!), грим, освещение и игра теней - смотреть было не захватывающе, но интересно! Вернее сказать - любопытно.