Революционер живописи, хозяин цвета, предводитель “диких” Анри Матисс. После революции импрессионистов, казалось бы, куда двигаться живописи дальше. Художники сказали решительное “Нет!” греческим богиням и стали писать то, что они видят своими глазами. Им даже стало наплевать на перспективу, законы света и тени, анатомию, композицию и сюжеты. В это время учится и работает Анри Матисс, пока никому не известный, но в будущем революционер живописи.
Еще больше про картины и художников читайте в моем Instagram блоге
И вот он встречает других молодых художников: Дерена и Вламинка. Вместе они отдыхают на море и обсуждают, куда должна двигаться живопись. Молодые умы захвачены цветом. “Краски должны взрываться от света”, “Реализм умер. Живопись только начинается”, “Картина должна перестать быть рабом реальности” - так рассуждает эта неутомимая тройка. Считается, что Матисс стал их неформальным лидером, но просто у него получалось лучше. Матисс постиг цвет. Через несколько десятков лет Кандинский в своих лекциях напишет, что “Матисс - это краска”, это вершина того, что художник может делать с цветом. Фовисты отрекаются от объема и контуров. Они пишут цветовыми пятнами. Эти пятна чистые, яркие, насыщенные светом.
Живопись Матисса проста. Эта неспроста. «Я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, искусстве без суетных и беспокойных сюжетов,… которое могло быть дать отдых уму,… как удобное кресло дает отдых усталому человеку», - так говорил художник. Больше всего в жизни он ценил покой, но достиг его только к 70 годам….
Жена и муза
Больше всего в жизни Анри Матисс ценил покой. Его брак, продлившийся 40 лет, был совсем неспокойным.
Анри Матисс познакомился со своей женой Амели Прайер на свадьбе друзей. Матисс был очарован Амели, точнее одним ее жестом, когда она подала ему руку, вставая из-за стола. Художники такие впечатлительные!
Амели происходила из обеспеченной семьи и сама всю жизнь работала. Она была довольно высокомерна. Конечно, Амели любила Матисса, но их отношения были построены по схеме “муж добивается жены каждую секунду”. Матисс писал, что за всю жизнь его жена ни разу не посмотрела на него, а он не отводил от нее взгляда. В семейной жизни были постоянные скандалы. Не могла Амели быть матерью, женой, светом очей и музой одновременно. А художнику только это и надо. Матиссу нужна была своя Гала, которая бы положила бы свою жизнь к его ногам. И он ее встретил. Когда мэтру было 63 года, к нему пришла по объявлению о найме секретаря простая русская эмигрантка Лидия Делекторская.
Матисс разглядел ее не сразу, она была совсем не в его вкусе. Лидия по натуре была человеком щепетильным. Работая секретарем Матисса, она обустраивала его жизнь и работу с максимальным комфортом. Не этого ли хотел стареющий художник. Наконец-то судьба привела к нему женщину, для которой он стал смыслом жизни, которая даже и не знала поначалу, что он суперзнаменитый художник. Через несколько лет Амели уже не могла терпеть Лидию в их доме и поставила вопрос ребром: либо она, либо Лидия. На минуточку, когда Матисс написал этот портрет жены в мадрасском платке, Лидия еще не родилась!
Матисс сказал, что Лидия ему необходима. Состоялся развод. Матисс и Лидия были вместе 22 года. Их отношения были чисто платоническими. Как писала Делекторская: она была светом его очей, а он - смыслом ее жизни”.
Самая "дикая" картина
Не только самая известная картина “дикого” Матисса, но и первая дорого проданная работа. Однако современники коллекционера Щукина, купившего работу, шептались, что он сошел с ума. Щукин даже опешил и заявил Матиссу, что не будет забирать картину, но уже через несколько дней извинился за свою трусость и попросил слегка заретушировать “срамоту”.
Анри Матисс - революционер живописи, мастер и кумир цвета. Матисс свел к минимум все, поставив во главу лишь цвет. При этом он стать настоящим хозяином цвета. Кандинский очень высоко ценил работы Матисса и писал о нем: “... один из величайших современных художников - «пишет «картины» и в этих «картинах» стремится передать «божественное». Чтобы достигнуть этого, он «берет в качестве исходной точки какой-нибудь предмет (человека или что-либо иное) и пользуется исключительно живописными средствами — краской и формой. Руководимый чисто индивидуальными свойствами, одаренный как француз особенно и прежде всего колористически, Матисс приписывает краске преобладающее значение и наибольший вес».
Картина “Танец” повергла публику в шок: слишком сильно, слишком первобытно, слишком много наготы, слишком возбуждающе и дико. Страсть и эмоциональный накал картины “бьют по глазам”, как будто по хоровод танцующих девушек заряжен током. Этот эффект достигнут мастерским использованием цвета.
После революции картины, приобретенные Щукиным были национализированы. Да, так просто) Сегодня мы можем увидеть одну из самых известных картин Матисса в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.
Еще больше про картины и художников читайте в моем Instagram блоге