Когда гонка кончилась, паруса собраны, мотор включен и вы направляетесь домой -- самое время размять пальцы и мышцы и подумать, чему же тебя учит яхтинг и почему он настолько похож на бизнес.
Урок 1. Ты -- не капитан (если, конечно, ты не капитан)
То есть, не надо брать на себя ответственность, которую тебе никто не давал. Всё это "как мы будем швартоваться? а там точно нет мели? а может, надо было идти другим маршрутом?". Во-первых, ты берёшь эту ответственность только в своей голове, во-вторых, вполне реально тратишь на это нервы и мозговые усилия. И всё это скорее всего негативно повлияет на качество твоей работы: некогда следить за стакселем, когда ты занят стратегией.
Так и в бизнесе: важно знать общую стратегию компании и вектор развития. Не нужно -- принимать в своей голове верхнеуровневые решения, особенно в те периоды, когда нужно максимально мобилизоваться и эффективно выполнять функции своего подразделения.
Урок 2. Постоянная бдительность!, как завещал нам Аластор Грюм.
Вы повернули и ты настроил свой парус идеально? Молодец, а теперь всё только начинается. Яхтинг -- это постоянный контроль ветра, положения лодки (течения!) и положения паруса, чтобы извлечь максимальную эффективность на каждую секунду времени. Течение бьёт в бок? Ветер усилился и яхту приводит? Парус начинает заполаскивать и если моментально не принять меры -- можно легко потерять пару десятых узла. Казалось бы, мелочь... Но в гонке мелочей не бывает.
Так и в бизнесе, особенно в диджитале: вы не можете один раз выбрать стратегию, наладить процесс и расслабиться. Бизнес -- сложносочинённый процесс, на который влияет множество факторов, поэтому аналитика, постоянный контроль KPI, внутренних процессов и внешних обстоятельств -- ваш шанс оперативно подстроиться, поймать "хайп" или избежать глобальных сбоев в работе.
Урок 3. Если капитан сказал "прыгать" -- сначала прыгаем, потом спрашиваем "зачем?"
Решения в регате принимаются в секунды, если не в доли секунд. Сразу вспоминается, что эффективность русских армий непосредственно в бою порой была выше только за счёт скорости отдачи команд. Потому что в русском языке команды можно отдавать коротко и ёмко, пусть и не всегда цензурно -- вот и выполнять их нужно так же быстро. Настолько быстро, что не "прям щас", не "ещё вчера", а вообще "внезапно". И слаженно.
Так и в бизнесе: важно убедиться, что ваша команда может работать не только быстро, но и слаженно. Что среди идеально настроенных и сбалансированных процессов всегда найдётся место срочному и здесь важно, чтобы каждое звено (особенно на этапе согласований) умело оперативно выполнить свои функции. В обратную сторону (капитана) это требование тоже работает, поэтому не бойтесь быть громкими и настойчивыми, получая необходимое подтверждение.
Урок 4. Гонок без гандикапа не бывает -- поэтому в первую очередь побеждай самого себя
Регата может состоять из монофлота. У всех может быть генакер. У всех может быть равное количество экипажа и даже роли могут быть распределены совершенно одинаково. Гарантирует ли это равные условия? Абсолютно нет. Ты никогда не измеришь и не уравняешь количество опыта, привычности именно к этому региону, мышечной памяти, быстрой сообразительности, похмелья или даже простой удачи. Ты никогда не предусмотришь заранее всего, а со стабильностью ветра в гонке может сравниться разве что стабильность курса биткоина. И что же делать? Делать, что должно -- делать максимум, что ты можешь (и немножко больше) на каждую единицу времени, в каждое своё действие. И побеждать именно себя в первую очередь, становясь с каждой гонкой немного опытнее и эффективнее. И, конечно, при каждой возможности следить за конкурентами: если соседняя яхта идёт быстрее, возможно, стоит скопировать их настройку парусов? По крайней мере, можно попробовать.
Так и в бизнесе: концепция "быть лучше конкурентов" сама по себе не очень работает. Конкурентов много, а вы -- одни. И цель одна -- главное, определитесь какая, а затем ищите способы максимально эффективно её достичь с учётом ваших ресурсов и внешних факторов. И за конкурентами, конечно, тоже смотрите -- но исключительно с целью перенять лучшие практики или избежать их ошибок. Есть хорошая стратегия, как остаться лидером в битве с основным конкурентом: повторяйте действия предследователя, чтобы наверняка остаться впереди. Но защитит ли это вас от остальных, кто может вырваться вперёд, пока вы заняты соперничеством? Постоянная бдительность!
Урок 5. Всё может быть
Просто -- всё может быть. Можно опоздать к старту и при этом финишировать третьим. Можно лидировать и в итоге занять четвёртое место. Можно стать первым и сесть на мель.
Но потом восходит солнце и наступает новый день. В котором тоже всё может быть. Главное -- делай.
Так и в бизнесе.
P.S. Хотите попробовать? Начните с круизов под парусом от Skipper Marzell -- вам понравится!