Найти тему
philorcesen_from_rill

О жизни и трудах Леонардо да Винчи. Часть вторая

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. У портрета частично утрачен нос, а уши и подбородок носят следы спешной реставрации. По мнению исследователей, этот портрет мог быть не самостоятельной работой, а моделью, учебным пособием. Внимание ученых обратило на себя сходство портрета с двумя изображениями святого Иеронима. Сходство всех трех изображений св. Иеронима не вызывает сомнений: у них похожим образом проработаны скулы, брови, уши и подбородок, одинаковы форма глазниц и направление взгляда.

В пользу гипотезы Джентилини и Сиси говорят также многочисленные этюды Леонардо с изображениями святого Иеронима и стариков вообще. В описи имущества художника, которую он сам составил в 1482 году перед отъездом в Милан упоминаются "несколько святых Иеронимов" и "множество голов стариков". Известно, что да Винчи в бытность учеником Верроккьо пробовал силы в скульптуре, но счел этот вид искусства слишком механистичным и обратился к живописи. Тем не менее, он дважды получал заказы на монументальные статуи, но ни одна из них не была завершена.

Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение.

«Мадонна в скалах». Художник - Леонардо да Винчи, 1483 - 1490 и 1495 - 1508 год. Существует две, практически ничем не отличающихся по композиции картины, одна из которых находится в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.
«Мадонна в скалах». Художник - Леонардо да Винчи, 1483 - 1490 и 1495 - 1508 год. Существует две, практически ничем не отличающихся по композиции картины, одна из которых находится в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.

Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движение в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях.

"Витрувианский человек" - золотое сечение в изображении человека
"Витрувианский человек" - золотое сечение в изображении человека

Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.

"Мона Лиза" (Джоконда). Художник - Леонардо да Винчи, около 1502—1516
"Мона Лиза" (Джоконда). Художник - Леонардо да Винчи, около 1502—1516

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся наверху чернотой».

"Мадонна лита". Художник - Леонардо да Винчи, около 1478—1482
"Мадонна лита". Художник - Леонардо да Винчи, около 1478—1482

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной (материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа) Леонардо, изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

«Тайная вечеря». Художник - Леонадро да Винчи, около 1495—1498
«Тайная вечеря». Художник - Леонадро да Винчи, около 1495—1498

Так же достойно упоминание что Леонардо виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.