И это число может увеличиться вдвое
Когда верстался номер, еще не были известны результаты трех финалов. 11-классник ФТШ Эдуард Алахвердоввыступал на олимпиаде по математике в Екатеринбурге, ученица ОСШ Вера Сидорова — по биологии в Ставрополе, лицеист из «Державы» Стефан Гавриков — по географии в Ульяновске. Вполне возможно, кто-то из них получит диплом победителя или призера.
А двое школьников вернулись с всероссийских финалов уже с победой — тот же Стефан Гавриков повторил свой прошлогодний успех, став призером олимпиады по французскому языку, а гимназистка Ольга Дербуговаотличилась в состязаниях по истории.
Всего же в этом году в десять финалов пробились девять обнинских школьников. Больше, чем в прошлом году.
Без экзаменов
Добираются до всероссийского финала лучшие из лучших. И они сами этого очень хотят. Цена диплома победителя или призера олимпиады очень высока — он дает право зачисления на бюджетное место любого вуза по своему профилю. Поэтому битва за баллы, начиная с первого, городского этапа, идет не-шуточная.
На областную олимпиаду в этом году из Обнинска отправились 265 человек. 21 из них стал победителем, 62 — призерами. Но для того, чтобы попасть на «всерос», мало победить в регионе. Надо еще набрать проходной балл, единый по всей стране. Барьер высокий, и обычно его преодолевают менее половины региональных чемпионов.
А на заключительном этапе заветные дипломы получают всего несколько десятков претендентов со всей страны. Попасть в их число — невероятно круто.
Как стать чемпионом?
Из 21 победителя областных олимпиад 18 — ученики гимназии и ФТШ, самых престижных школ города. «Это не только потому, что они отбирают детей со всего города, — комментирует начальник управления образования Татьяна Волнистова. — Там хорошо развита система подготовки к олимпиадам».
«Чтобы победить, без дополнительных занятий не обойтись, — продолжает завуч гимназии Антонина Юдакова. — Но они не имеют систематического характера. Это занятия на каникулах и индивидуальные консультации».
Подготовить ученика до уровня победителя областной олимпиады наши школьные педагоги вполне в состоянии. А дальше? «Чтобы удачно выступить на всероссийском финале, необходима помощь вузовских преподавателей, — считает Антонина Юдакова. — Во многих регионах организуют специальные тренинги, когда олимпиадников собирают на спецкурсы на неделю-две. Когда-то такое практиковалось и в Калуге. А в этом году вышел приказ регионального министра образования: обеспечить подготовку к заключительному этапу олимпиад самостоятельно. Потому что денег нет».
Тем не менее, наши школьники умудряются и в таких обстоятельствах показывать высокие результаты.
Сделай сам
Как говорит призер олимпиады по истории Ольга Дербугова, в ее случае огромную роль сыграло самообразование: «История — гуманитарный предмет. Чем больше прочитал, тем больше узнал. И сколько бы ты ни слушал лекций и ни выполнял заданий, никогда не будешь уверен, что твой шанс возрастет. Основа основ — самоподготовка». Тем не менее летом прошлого года Ольга училась в специальном олимпийском лагере, в котором вели занятия вузовские преподаватели — тренеры сборной Москвы: «Это 5-6 пар каждый день, а вечером интересная культурная программа. Именно так и надо проводить время летом». А на зимних каникулах каждый день ездила на интенсивные курсы в Москву с такой же плотностью занятий.
«Хочу сказать огромное спасибо моей учительнице истории Елене Геннадьевне Ивановой, — говорит Ольга. — Она давала отличные, очень интересные уроки. И подтолкнула меня к участию в олимпиадах, сказав, что корову я не проиграю, а приобрести смогу многое. Она очень за меня переживала и помогала хорошими книгами».
Задания же на олимпиадах по истории не простые. «Всего 5% их связаны с датами и историческими личностями, — рассказывает Дербугова. — А в основном это творческие задания, анализ исторических источников. Были даже «загадки», когда по небольшим видеофрагментам надо было аргументированно определить историческое событие».
Где будет учиться дальше, Ольга не говорит: «Я еще не решила. Выбор большой. Я очень рада своему результату — шла к нему два года».