Найти в Дзене

Трагедия теплохода Александр Суворов

Оглавление

Пятого июня 1983 г. в 22:45 теплоход «Александр Суворов» при прохождении под мостом, пересекающим Волгу в районе Ульяновска, врезался в его слишком низкий пролет. Верхняя палуба была срезана за считанные минуты, перемалывая, как мясорубкой, находившихся там людей. В результате погибло 176 человек. Это крупнейшая катастрофа в СССР, произошедшая на реке.

Фото ria.ru
Фото ria.ru

Теплоход «Александр Суворов»

В 1976 г. по заказу Волжского пароходства на чехословацком судостроительном заводе «Slovenske lodenice» было построено 9 теплоходов для речных туристических круизов. За удлиненный корпус с острым носом в народе их прозвали «крокодилами». Одним из этих девяти суден был «Александр Суворов», поступивший в пароходство в 1981 году. Через год корабль был поставлен на маршрут Ростов-на-Дону — Москва на замену предыдущему судну, где он успешно эксплуатировался вплоть до злосчастного дня.

Катастрофа

Пятого июня 1983 г. теплоход «Александр Суворов» направлялся в Москву, имея на борту 330 туристов, большинством из которых являлись шахтеры, премированные путевками за ударный труд, и 85 членов экипажа и обслуживающего персонала. По другим данным, на теплоходе находилось больше людей, учитывая безбилетных пассажиров и родственников экипажа.

Это был теплый июньский вечер. Большинство пассажиров собрались на верхней палубе, где можно было отлично провести время – работали танцплощадка и кинозал.

Здесь же размещалась и капитанская рубка, в которой находились заступивший на дежурство старпом Митенков и рулевой Уваров. Капитан судна Клейменов в это время спал в каюте перед предстоящей ночной сменой.

Фото ria.ru
Фото ria.ru

Теплоход подходил к Императорскому мосту, пересекающему реку в Ульяновске, совмещающему автомобильную и железную дорогу. Высота моста была неодинаковой, а судоходным был только третий справа пролет, и Митенков неоднократно проходил его на этом корабле. Но в тот раз по необъяснимой причине он направил теплоход в шестой пролет, имевший меньшую высоту, чем было нужно для судна.

В 22:45 на полном ходу теплоход врезался в пролет моста. После удара он продолжал двигаться по инерции, а металлические фермы смяли рубку и кинозал, превратив все, находящееся на пути, в однородное месиво. В это же время мост проходил грузовой поезд. От столкновения с кораблем пролет сдвинулся на 40 сантиметров, заставляя 11 вагонов сойти с рельсов и перевернуться. На искореженную верхнюю палубу на несчастных людей свалились бревна и высыпались уголь и зерно. Лишь чудом бак с бензином завис, запутавшись в конструкции моста, иначе количество жертв возросло бы, возможно, до 100%. Но и так погибло 176 человек, части тел которых еще долго находили в Волге и на ее берегу. Оставшиеся в живых с рваными ранами и оторванными конечностями были доставлены в ульяновские больницы.

Фото ria.ru
Фото ria.ru

Расследование происшествия

После прибытия в Ульяновск правительственной комиссии, останки Старпома Митенкова и рулевого Уварова, которые были подняты со дна, были отданы на экспертизу, подтвердившую, что они были трезвыми. Заключение комиссии было таковым: так как ночью мост не освещался, моряки, очевидно, забыли об особенностях местной переправы со смещенным судопроходным пролетом и приняли за сигнальный щит на нем железнодорожную будку, находившуюся на другом, шестом пролете. Их признали виновными в халатности посмертно. Обвинение в несоответствии дисциплины было предоставлено также капитану Клейменову, выжившему после случившегося. Его лишили свободы на 10 лет, 6 из которых он отсидел, а после был освобожден из-за плохого состояния здоровья. Пережив стресс, осуждение и моральные переживания, через год после освобождения он умер от приступа сердца.

Злополучный теплоход, переживший катастрофу, после следственных экспериментов был отбуксирован на измаильскую верфь, где чехословацкие специалисты воссоздали его первоначальный вид. Всего спустя год после трагедии «Александр Суворов» вернули Волжскому пароходству и пустили в эксплуатацию на волжские круизы.