Найти тему
Без розовых очков

Тот свет на этом - Новосибирский музей мировой погребальной культуры

Красивый, заметенный снегом по спинки лавочек парк, каменные чаши, музыка, заполняющая все пространство, верблюд Фараон в вольере у входа…

Не спеша двигаюсь по аллеи. В мое поле зрение попадают несколько очищенных от снега лавочек. На них фото людей уже покинувший этот мир, и если видящих этот парк и этот снег, то совсем по-другому…

-2

Останавливаюсь у лавочки с портретом женщины с не менее загадочной улыбкой, чем у Моны Лизы, отражающей особую ауру этого места.

Мы все равны перед жизнью и перед смертью.

Вблизи Новосибирского крематория располагается два зала Музея погребальной культуры.

-3

Первый зал музея посвящен погребальной культуре Руси IX века. Мрачное, надо сказать, было время… Здесь представлена богатая коллекция траурных платьев, украшений, среди которых жемчуг, бисер, а так же украшения, сплетенные из волос дорогого, любимого человека, отправившегося в мир иной. Уходя на войну, мужчины часто оставляли дома прядь своих волос для этих целей.

-4

Мода IX века на Руси была с примесью траура. Естественно, влияние этой капризной тетки, моды, распространялась только на дворян, что для простых смертных крестьян было, наверное, даже к счастью.

Тот еще вопрос, кому на Руси жить хорошо.

-5

Грусть и слезы - прерогатива слабого пола. Траур по усопшим близким несли исключительно женщины. В среднем траур по усопшему близкому человеку несли три года, по ребенку – год.

Делая акцент на уровень медицинского обслуживания тех лет, частые войны, большая часть жизни женщины проходила в трауре и скорби.

-6

На мужчин траурные ограничения не распространялись. Обуславливалось это обязанностью сильного пола к воинской службе, ведению дел семьи. А кто платит, тот, как известно, и заказывает бал. Мужчины могли практически сразу выезжать в свет, посещать балы, приемы, практически сразу связывать себя узами второго брака.

-7

Второй зал Музея посвящен погребальным традициям народов мира.

-8

Здесь время словно замедляет свой ход.

Экскурсия по залу погружает в некую атмосферу неизбежности. В голове снуют мысли о мимолетности жизни, бытовые проблемы, одолевавшие накануне, теряют смысл.

-9

Инсталляции скорби, прощания, перехода из этого мира в иной переворачивают представления о бесконечном светлом будущем, которым мы так часто живем. Конечно же, обязательно все будет по-другому: мы будем умнее, добрее, богаче … Возможно, но не здесь…

-10

Гроб – последний стильный аксессуар на этом свете или комфортабельный транспорт для путешествия по загробной реке. Розовый гроб с перьями, фиолетовый, черно-белый, в форме гигантской рыбы, бутылки водки – заставляют по-иному взглянуть на процедуру перехода из мира людей в мир духов, ангелов или перевоплощений.

-11
-12

Считаю хорошей традицией чтить память усопших песнями и танцами, как это принято у отдельных народов. Видит ли душа, покидающая мир, похоронную процессию? Терзают или, наоборот, избавляют от боли и мук душу улыбки родственников, провожающих ее в долгий путь планет и перевоплощений?

-13

Здесь, в заснеженном парке, нашли свое последнее пристанище и корабль, и танк, и телега... Предметы тоже имеют свою историю, ту, где они блистали в лучах утреннего солнца, славы, радости, приносили пользу. То что происходит сейчас - это не конец, а просто период тишины, покоя.

-14
-15

Все прошло и это тоже пройдет…

Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда.

Я однажды кувшин говорящий купил.
«Был я шахом!» - кувшин безутешно вопил. -
Стал я прахом. Гончар меня вызвал из праха
Сделал бывшего шаха утехой кутил».

О.Хаям

-16