Найти в Дзене
The Economist Access

Цифровые правила. Как управлять «крипто»?

Три вопроса службам по надзору за цифровыми активами

Может показаться, что ситуация успокоилась. Но в конце прошлого года спекулянты только и делали, что говорили о росте цен на криптовалюты. Однако на самом деле стоимость биткоина с тех пор снизилась вдвое, хотя он по-прежнему стоит в семь раз больше, чем год назад. Следовательно, влияние крипто все еще остается значимым. В первом квартале этого года, согласно новостной службе «CoinDesk», 6,3 млрд. долларов было собрано посредством первичного размещения коинов (криптовалют). Действуя по этой форме финансирования, фирмы получают возможность массово выпускать цифровые валюты. В прошлом месяце на веб-сайте «Student Loan Report» выложили информацию о том, что каждый пятый американский ученик пытался присоединиться к криптовому буму, вкладывая собственные деньги.

Неудивительно, что многие сейчас хотят усилить контроль над криптосферой. Лучше чем любой профессиональный предприниматель, она завладели умами людей. Руководитель полиции Европы подсчитал, что 3-4% преступных доходов теперь отмывается с помощью криптоактивов. Многие уверены, что урегулированию операций в данной сфере поспособствует ее легитимизация. Но другая часть крипто-энтузиастов боится, что чрезмерный контроль (вспомним запрет криптообмена в Китае) будет препятствовать прогрессу в данной сфере. Для достижения правильного баланса необходимо найти разумные ответы на три вопроса: что такое криптоактивы? Как ограничить риски? И какую угрозу криптоактивы представляют для экономики в целом и ее стабильности?

На данный момент нет единого мнения о том, что такое криптоактив. Даже внутри своей страны власти не могут вывести их классификацию. Являются ли они товаром, валютой, ценной бумагой или просто отдельным видом активов? В Америке комиссия по ценным бумагам и рынкам заявила, что она планирует рассматривать криптовалюты как ценные бумаги. Само собой, за этим последует требование к владельцам о разглашении информации. Такая открытость не должна повлиять на развитие цифровых активов, но тем не менее лучше идти по пути швейцарской службы по надзору за финансовыми рынками FINMA, которая в феврале сообщила, что возможно они разрешат использовать криптовалюты для платежей, как утилиты, которые дают своему владельцу доступ к определенному сервису, или как способ инвестирования. Это также говорит о том, что классификация все еще очень неустойчива и со временем нас ждут новые изменения.

Это помогает бороться с ежедневными крипто-рисками, от отмывания денег до защиты потребителей. Одними из первых, кто начал пользоваться цифровой валютой, были преступники. Регулирование может помочь выкурить их, распространив существующие правила борьбы с отмыванием денег на криптосферу. Очевидными целями являются биржи, в которых обычные деньги обмениваются на крипто и наоборот. Регулирующие органы должны следить за тем, чтобы эти обмены проводились по тем же стандартам, что и в банках. К ним относятся требование идентификации всех клиентов и ведение записей о необычных транзакциях. Несколько стран, включая Австралию и Южную Корею, уже делают это; в начале этого месяца ЕС принял директиву, предусматривающую то же самое. Существует необходимость в согласованном подходе, с тем, чтобы предотвратить незаконные потоки денег на криптовалютных биржах.

Если говорить о том, насколько потребители защищены, когда они инвестируют в криптовалютные активы, некоторые адвокаты ограничивают рынок для аккредитованных инвесторов на том основании, что они могут лучше оценивать риски, чем обычные люди, и, безусловно, лучше застрахованы от любых потерь. Но, тем не менее, сохраняется необходимость введения еще более жёстких ограничений того, как люди могут рисковать своими деньгами. Власти многих стран делают прямые предупреждения о рисках, связанных с крипто-спекуляцией; ограничивают рекламу криптовалют. Этого и существующих правил наказания за мошенничество, вполне достаточно.

На третий вопрос легко ответить на данный момент. Криптовалютные активы еще не представляют опасности для глобальной финансовой стабильности: в совокупности они составляют менее 3% от объединенных балансов центральных банков в Америке, Великобритании, Германии и Японии. Но серьезные колебания биткоина - это предупреждение, что все может быстро измениться. Регулирующие органы должны следить за факторами, которые могут усилить системный риск, например, объем заимствований, производимых криптоинвесторами.

Заарканенные криптовалюты

Регулирование криптовалютных активов - непростая задача. Слишком много бюрократии может помешать инновациям. Некоторые думают, например, что ICO могут создать новую форму «криптокооператива», в которой цифровые токены вызывали бы у основоположников, сотрудников и пользователей общую заинтересованность в ее успехе. В то же время рынок, на котором свободно действуют мошенники и преступники, отвлекает от участия честных игроков. Факт, что все это новый технологический ландшафт, который усиливает давление на регуляторы, демонстрируя необычную гибкость. До тех пор, пока криптография имеет свой образ Дикого Запада, регуляторам необходимо будет сохранить свой пограничный менталитет.

___

больше статей The Economist и их переводов ЗДЕСЬ