Слово «Пакистан» значит «Земля чистых». В Пакистане, как известно, государственная религия ислам. Хотя стала она государственной не с появления этого государства, а с 1977 года, когда после очередного военного переворота к власти пришли военные в союзе с исламскими консервативными партиями. Постепенно оказалось, что уже не всякий мусульманин может считать себя в Пакистане правоверным.
Когда в 40-х годах страну Пакистан основывали такие интеллигентные личности как писатель-реформатор, львовский еврей и горстка юристов, учившихся в Британии, они вовсе не могли подумать, что «Государство индийских мусульман» превратится в государство нетерпимости. Они не думали, что ислам будут использовать в борьбе за власть.
Кто, всё же, населяет Пакистан? Пенджабцы, синдхи, белуджи, кашмирцы, пуштуны, куча более мелких народов, со своими языками и культурами. Как сообщает нам официальная статистика, 95% — сунниты ханафитского мазхаба (ханафиты — одна из четырех суннитских правоведческих школ, считается самой мягкой). Честно? Не верю. История у страны слишком яркая.
Когда к концу 70-х годов в стране начался форменный шовинизм, самые ярые и «правильные» ребята решили искать внутренних врагов. И что характерно, каждый год они находят, кого бы побить, где бы сжечь жилой квартал или взорвать неправильную мечеть. Во-первых, в стране есть небольшое, но влиятельное меньшинство шиитов, да еще и не только двенадцатиричников (то есть таких же, что и в Иране), но и исмаилитов. Во-вторых, суфизм — в основном благодаря суфиям всё местное население обратилось в своё время в ислам. Эссенция североиндийского суфизма — громкие коллективные радения (зикры) и духовная музыка (каввали). Изгнанные из Афганистана талибы направляют свою энергию на то, чтобы время от времени шмальнуть по музыкальному собранию в той или иной части страны.
Я уж не говорю про христиан, индуистов и сикхов — они всегда являются мальчиками для битья.
Самой интересной группой среди мусульман являются ахмадиты. Это удивительное реформистское течение, сформировавшееся в конце 19 века. Но в 70-х годах они стали объектом выражения ненависти во множестве населенных пунктов. В 1974 году, после волны погромов, пакистанский Парламент внес поправку в Конституцию страны, согласно которой ахмадитов запрещалось считать мусульманами.
Если коротко пройтись по исторической оси (а не поперек неё, как я обычно делаю), то по истории погромов станет ясно, как для вспышки ненависти становились нужны всё меньшие причины. Сначала великий Раздел Индии и Пакистана 1947 года, когда на пакистанских территориях пострадали сотни тысяч индуистов и сикхов. Потом 20 лет относительной секулярности — вся борьба перешла в а) политическую плоскость и б) национальную (борьба бенгальцев за власть в Бангладеш). Бангладеш отделился в 1971 году, бенгальцы перестали быть причиной всех неурядиц в стране. Теперь, в 70-х, начали с христиан, продолжили ахмадитами, с тех пор регулярно побивают шиитов... Прямо война между тупоконечниками и остроконечниками, привет Джонатану Свифту. Надо на первом же уроке обществознания рассказывать детям: «Запомните — поиск внутренних врагов — наиболее эффективный метод завоевания власти в краткосрочной перспективе!».
В последней переписи населения 12% опрошенных на вопрос, к какому направлению ислама они принадлежат ответили — «просто мусульмане». Кто эти люди? Невежественные крестьяне? Прогрессивные либералы? Ахмадиты, опасающиеся преследований?
Если вам понравился мой канал — подписывайтесь и лайкайте!
Если вы хотите что-нибудь спросить/предложить — пишите на почту glebstukalin@yandex.ru