Нет более аристократического чувства, чем недоверие.
Шарль Морис де Талейран-Перигор
Если бы кому-то однажды пришла в голову столь странная идея устроить всемирный исторический конкурс на звание главного негодяя, плута и предателя всех времен и народов, то без всякого сомнения одним из главных кандидатов на первое место в обладании данным титулом являлся бы наш герой, Шарль Морис де Талейран-Перигор, он же-епископ Отёнский, он же-герцог Дино.
Поразительная беспринципность данного человека стала нарицательной и не один политический деятель, пожалуй за малым исключением папы Александра Борджия и кардинала Мазарини, не удостоился такой громкой и скандальной «славы», как этот выходец из славного рода Талейранов из Перигора.
Оставив без особого внимания детские розовые годы нашего персонажа, которые не представляют в общем-то достаточного интереса, засвидетельствуем тот факт, что уже в ранней юности Шарль Морис проявлял особый интерес к феномену предательства и человеческой подлости, как таковой.
Достаточно процитировать одно его любопытное высказывание того периода, чтобы уяснить для себя вышесказанное: «Предательство-это вопрос даты. Вовремя предать-это значит предвидеть». Как говорят знающие люди-комментарии совершено излишне.
Занимавший пост министра иностранных дел при трех режимах, отшлифовавший технику политического лицемерия и аморальности в роскошных залах и кабинетах Версаля, Сен-Дени и Фонтенбло, искусно разбиравшийся в гастрономических тонкостях высокой французской кухни («Лучший помощник дипломата-это его повар»), бравший огромные взятки за решение геополитических вопросов, тем не менее своей деятельностю способствовал укреплению Франции на политической арене.
Известный мастер политической интриги, Талейран-Перигор при определении государственной границы Бельгии за огромную взятку включил Антверпен в состав Бельгии, отторгнув его от Голландии. Впоследствии данная комбинация вскрылась, скандал был ужасным. Талейран вынужден был уйти в отставку. Лишь на время.
В любой ситуации и при любом раскладе обстоятельств Талейран не терял лица и сохранял выражение его таким, что никто из присутствующих не мог догадаться о его намерениях. Вот достаточно интересное свидетельство Наполеона, хорошо знавшего нашего скромного героя: в своем дневнике император Бонапарт 11 апреля 1816 года записал следующее «Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если Талейран разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу Вы не догадаетесь об этом.»
Судьба, случается, преподносит сюрпризы, как говорят знающие люди «от смешного до серьезного-один шаг». Хотя в нашем случае, это скорее наоборот. Подобно тому, как тело великого Моцарта было сброшенно после его смерти в общую могилу и до сих пор достоверно неизвестно, где покоятся его останки, неким схожим образом провидению было угодно «пошутить» и с бренной плотью великого мастера политической интриги и лицемерия, Шарля Мориса де Талейран-Перигора: он скончался вечером 17 мая 1838 года в Париже и остряки по этому поводу шутили: «Талейран умер? Интересно, зачем ему это понадобилось?». По свидетельству Виктора Гюго в целях бальзамирования трупа Талейрана врачи извлекли из покойного внутренности и вынули из черепа мозг. А затем чуть позже... слуга обнаружил, что врачи просто забыли мозг Талейрана на столе!
Виктор Гюго: «Они забыли мозг, который придумал две революции, который вдохновлял целые поколения великих людей и возводил величественные здания. Этот мозг сверг двадцать королей, а они бросили его на столе».
Слуга, не зная, что ему с ним делать, просто выбросил мозг Талейрана в сточную канаву...
«Ум нужен для всего, но сам он не ведет ни к чему», Шарль Морис де Талейран-Перигор.
05.03.2012
Мозг Талейрана или история «Короля беспринципности»
6 мая 20186 мая 2018
858
3 мин