«Киберспорт с насильственным или дискриминационным содержанием не может рассматриваться для Олимпийских игр» - заявил президент Международного олимпийского комитета (МОК), Томас Бах, в четверг на пресс-конференции в Индии.
На этой встрече Президент МОК также отметил, что в 2020 году на Олимпиаде в Токио будет 5 новых видов спорта — бейсбол / софтбол, скейтбординг, каратэ, серфинг и спортивное скалолазание. Причиной таких нововведений стало отчаянное желание привлечь к Олимпийским играм внимание молодёжи, так как традиционная аудитория уже стареет и привлекательность нескольких Олимпийских видов спорта значительно падает. Введение спортивного скалолазания на Играх в Токио 2020 рассматривается как еще один шаг в этом направлении, и Бах сказал, что необходимо принять новые дисциплины, чтобы оставаться актуальными.
"Олимпийские игры всегда были открыты для новых видов спорта, не забывая о своих корнях. Одна лишь традиция не имеет ценности. Если вы просто придерживаетесь традиций и не открываетесь для занятий спортом подрастающего поколения, то вы можете очень быстро потерять свою актуальность…
…Именно поэтому мы должны оставаться открытыми для этого, и поэтому мы рады, что в Токио мы увидим некоторые из этих видов спорта в олимпийской программе."
"Именно поэтому мы добавили их, чтобы Олимпийские игры в Токио были моложе, более городскими, а значит, вы увидите больше видов спорта, организованных в центрах города, где люди.»
Интересно, что киберспорт может похвастаться примерно 250 миллионами игроков по всему миру на растущем рынке, стоимостью около миллиарда долларов в год. В среднем за одним чемпионатом, например по DotA 2, наблюдают около 20 млн. зрителей. Это огромный потенциал для расширения аудитории Олимпийских игр, но и этого ещё недостаточно.
Бах признает популярность киберспорта среди молодежи, но опасается насильственного повествования в играх типа Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2. И именно эти дисциплины не появятся на Олимпийских играх, так как они слишком жестокие.
"В киберспорте присутствует физическая активность, которая сравнима с некоторыми традиционными видами спорта" – говорит Бах. Но для того, чтобы быть признанным МОК и Олимпийским движением, недостаточно просто проявлять физическую активность, она также должна соответствовать их ценностям.
"Мы должны провести очень четкую границу в этом отношении, и эта граница будет электронными играми, в которых присутствуют убийства или где есть продвижение насилия или какой-либо дискриминации... их никогда нельзя признать частью олимпийского движения…Они будут противоречить нашим ценностям и нашим принципам."
По поводу насилия можно сказать только одно: Что лучше? Виртуальное «насилие» над вымышленными героями, где киберспортсмены отыграв матч, спокойно встанут с кресла и без физических травм, целыми и невредимыми пойдут домой? Или реальное физическое насилие тех же Боксеров, которые испытывают настоящую боль и получают серьезные травмы и увечья. Забавно, что первые «никогда не попадут в Олимпиаду», а вторые уже там очень давно. Если насилие заключается в осознании того, что человек делает, то для этого существуют возрастные ограничения, так как реальное насилие происходит в жизни, а не в играх. Так, например, мастер спорта и чемпион Европы по боксу Сергей Ситников жестоко избил мужчину, который после этого попал с черепно-мозговой травмой в реанимацию и спустя несколько дней скончался. Примечательно, что это не единичный случай с участием боксеров.
Киберспорт же в свою очередь у спортсменов развивает стратегическое мышление и мелкую моторику, но никак ни навык причинять физическую боль людям.
"Спорт не отступит на стадионы, а пойдет к народу. Там вы увидите больше женщин, участвующих в Олимпийских играх, чем когда-либо прежде."
Что касается дискриминации здесь тоже можно по рассуждать. В Олимпийских играх есть масса видов спорта, в которых до недавнего времени не разыгрывались медали среди женщин и более того, по лыжному двоеборью их до сих пор нет. Киберспорт же, являясь одним из самых доступных видов спорта, даёт прекрасную возможность для расширения Олимпийских границ среди женского населения.
Такие дисциплины как Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2 являются сейчас одними из самых киберспортивных игр. Находясь на границе когнитивных возможностей, обе требуют от спортсмена быстрой реакции, выполнения нескольких задач одновременно и действовать исключительно в команде. Заведомо исключать эти киберспортивные дисциплины из Олимпийских игр будет ошибочным и понесёт за собой потерю огромной части аудитории электронного спорта. Президенту МОК стоило бы ещё не один раз подумать над киберспортом в целом и его дисциплинами, прежде чем принимать такое решение.