Найти тему
Всё обо всем

Урок-концерт «Сергей Есенин – то не просто имя…»

Урок литературы в 7 классе.

Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина.

«Сергей Есенин – то не просто имя…»

Пономарева Светлана Владимировна

МКОУ «Беляевская средняя школа»

Старополтавского района Волгоградской области

Планируемые результаты

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учеб­но-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через осво­ение художественного наследия русской литературы.

Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение и учебное сотруд­ничество; работать индивидуально и в группе; применять таблицы для решения учебных задач, определять понятия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы.

Предметные: осознание литературы как особого способа познания жизни, ком­муникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения созда­вать аналитические и интерпретирующие высказывания, развёрнутые суждения, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, воспринимать, анализи­ровать и интерпретировать прочитанное.

Тип урока: урок углубления знаний и ознакомления с новым материалом

Форма урока: урок-исследование

Формы обучения: групповая, самостоятельная и фронтальная работы

Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные, анализ поэтического текста

Цели урока:

· расширить представление о поэтическом мире С. Есенина, познакомить с этапами творческого пути;

· показать народность творчества С. А. Есенина.

· совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Есенина, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения;

· воспитывать любовь к родному краю и к миру поэзии.

· Оборудование урока: портреты и фотографии Есенина; иллюстрации к стихам,

авторская презентация, созданная в среде POWER POINT, составленная учителем.

записи песен на стихи С. Есенина, репродукции с картин Левитана, Шишкина, Куинджи.

…Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка («Клен ты мой опавший…»).

Ученик читает стихотворение. (Вадим)

Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня весеннее лицо.

Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

- В Закавказье в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать, 30 – писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в этой жизни в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».

Есенин - такая звучная фамилия. Она созвучна со словами “есень”, “ясень”, “осень”. Говорят, что мотивы тоски, увядания осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией.

«Ведь я бы мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но и за то, что он дал, - низкий поклон. Ведь его стихи – это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России.

Тема нашего урока: Сергей Есенин – то не просто имя…

Наша задача: поближе познакомиться с жизнью и творчеством замечательного поэта – певца России, вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индивидуальности, прививать любовь к поэзии, развивать речь обучающихся, внимание к поэтическому слову через заочную экскурсию и продолжать работу над совершенствованием навыков анализа поэтического текста.

- Запишите в ваши тетради тему и эпиграф урока. Эпиграф нашего урока – слова из стихотворения С. Есенина о родине, в них и любовь, и боль, всё то, что живёт в душе поэта.

- Ребята, сейчас можно часто услышать «Родина», «патриотизм», а что значит для вас Родина? (ответы детей)

( Дети получают таблицу, в левую колонку сразу записывают свои ответы, а вторую часть заполняют в ходе урока )

Моя родина

Родина в стихах Есенина

Моё село

Родной дом, родители

Друзья

Речка, озёра

Лес, парк, луга, синее небо

Берёзы, тополя, черёмуха под окном,

Сельская церковь, школа

Деревня

Родной бревенчатый дом

Родители

Река

Стёжки

Клёны, берёзы, тополя

Церковь

- Великий поэт потому и называется великим, что его имя закономерно связуется с самыми обширными понятиями из жизни народа, с событиями истории и времени. Одним из таких поэтов и был Есенин. Он чувствовал сердцем, а писал душой, поэтому и трогают нас до глубины души его строки.

К сегодняшнему уроку вы подготовили рассказ о жизни и творчестве всенародно любимого поэта С. А. Есенина и сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию.

Сообщения учеников о жизни и творчестве С.А.Есенина.

Первый ученик (Оля).. Сергей Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. «Среди мальчишек я был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах» - вспоминал он в своей автобиографии.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

В 1912 году Есенин окончил Спас-Клепековскую учительскую школу и приехал в Москву, где работал в конторе у купца, корректором в типографии, в течение полутора лет учился в университете Шанявского. В марте 1914 г. он приехал в Петербург, где оставался до призыва в армию 1916 г. Это был важный период в жизни и творчестве поэта.

В 1915 году состоялась судьбоносная встреча с А. Блоком, который заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. Здесь же в Петербурге он познакомился с поэтами Городецким и Клюевым, который впоследствии стал его другом.

«Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта» - рассказывал Есенин.

Первый сборник стихов Есенина называется «Радуница». Радуница - день поминовения усопших. В этом названии обращение к христианским обычаям и народным традициям.

Ученик читает наизусть стихотворение «Запели тёсаные дроги…»

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Фонограмма «Есенин читает стихи»

Второй ученик (Виталий ). В ранних стихах С. А. Есенина доминирует жизнерадостное настроение. Большая часть стихов наполнена светом, что достигается использованием цветосветовой лексики и слов, называющих разные источники света:

Вот уж вечер. Роса ИЛИ Задремали звезды золотые,

Блестит на крапиве. Задрожало зеркало затона

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Цветовая гамма стихов этих лет – яркая, свежая, красочная – передает красоту окружающего мира и радость жизни.

Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то…»

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай,

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь…

Есенин часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Свои чувства к матери, к любимой женщине он так же выражает через явления природы. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Поэт с болью в сердце воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему было жаль Русь уходящую.

Наизусть стихотворение «Спит ковыль…»

Спит ковыль, равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы…

Фонограмма «С.Безруков читает стихи»

Третий ученик (Софья). По ритмике стихи Есенина очень близки народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта.

Позднее творчество Есенина отличается от более раннего – своей грустью, даже не грустью, а глубокой тоской, предчувствием скорого расставанья с жизнью, со всем тем, что он так любил.

Звучит песня «Мы теперь уходим понемногу»

О жизни поэта написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам.

Звучит песня «Покраснела рябина»

Его жизнь оборвалась в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в номере гостиницы «Англетер». В Ленинграде. До сих пор точно не установлено было это убийство или самоубийство.

Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

В этом стихотворении поэт не прощается с нами, а говорит «до свиданья».

В городе Рязани стоит памятник Сергею Есенину, и его распростёртые руки приглашают нас на любимую Родину.

- Творчество Сергея Александровича Есенина безгранично, и на сегодняшнем уроке мы попытаемся с вами хоть на мгновенье погрузиться в мир его волшебной поэзии.

Работа со стихами. (раздаточный материал)

- Перед вами на партах лежат листы со стихами Сергея Александровича Есенина. Давайте же попробуем понять, каким способом поэту так тонко удалось передать великолепие русской природы и образ нашей Родины.

Чтение стихотворений выразительно. «Вот уж вечер…», «С добрым утром…», «Топи да болота…»

Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком. Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву. Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

«Вот уж вечер. Роса…» Сергей Есенин

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой

Анализ стихотворения

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу», — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой», отпугивая непрошеных гостей.

Стихотворение «С добрым утром!»

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю жизнь.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Стихотворение «С добрым утром!», написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка, наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место дневному светилу. После этого «задрожало зеркало затона», на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником жизни, который дарит тепло и «румянит» небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы, которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.

«Топи да болота»

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

«Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей». Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе, когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов. Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор. Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

Стихотворение читает учитель

Есенинское небо над Россией

раскинулось, как голубой шатер,

а в поле василек хрустально-синий

ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Березы – сестры русского рассвета –

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья.

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер.

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя, -

России стихотворная душа…

Его стихи просты и естественны. Писать он может только о том, с чем связан.

Есенин был связан с русской природой, c деревней, с народом. Поэтому, естественно, что народное творчество повлияло на творчество поэта.

Эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи. Часто он использовал фольклорные выражения: “ковёр шелковый, кучерявая голова, девица-краса”.

Для Есенина характерно одушевление природы. (осень улетела, примчалася зима, Туча кружево в небе связала, пригорюнились девушки-ели)

Вся поэзия Есенина кажется естественной, как будто она льётся из самого сердца. Как песнь простая. А песни русские Сергей Есенин очень любил. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Любил её - грустную, задорную, старинную, современную. Понимал её, чувствовал как-то по - особенному, по-своему. Наверно, поэтому на стихи Есенина создано более 300 вокальных произведений. Это и оперы, и романсы, и песни.

(слушание песни “Отговорила роща золотая “)

- Все мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели – дать, читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, вдохновенным певцом родной земли. Подобно шишкинскому лесу или левитанской осени, или березовой роще Куинджи нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская березка – любимый образ поэта, и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь».

Просмотр репродукций с картин Куинджи «Берёзовая роща», Левитана «Золотая осень», Грабаря « Февральская лазурь»

- Пока мы с вами читали стихи, рассматривали картины великих мастеров живописи, вы уже заполнили ту часть таблицы, где должно быть отражена родина поэта.

Проверка заполнения таблицы.

Заключительное слово.

- Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.
5. Рефлексия
У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы)
- Что дал вам этот урок?
(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)

-На плакате нарисована березка, возьмите один из трех листочков - зеленый, желтый или красный, которые лежат у вас на столах, и прикрепите его на березку. Давайте украсим наше деревце и узнаем, с каким настроением вы уйдете с урока. Зеленый – отличное настроение, желтый – хорошее настроение, красный – плохое настроение.

Закончим нашу встречу словами Сергея Есенина:

Цветите, юные, и здоровейте телом:
У Вас иная жизнь. У Вас другой напев.

Подведение итогов.

Оценки за урок.

Домашнее задание: Наизусть стихотворение (на выбор). Нарисовать рисунок (по желанию)

Использованные источники информации:

1.Учебник – хрестоматия по литературе В.Я.Коровиной, 7 класс, М., Просвещение.

2. Шубникова-Гусева Н.И. С.А.Есенин в жизни и в творчестве. Учебное пособие для школ, лицеев, гимназий.-2-е изд. –М.:»ТИД «Русское слово»