Найти тему
Военный музей

Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге: часть 1

На первый взгляд, этот музей несколько выбивается из ряда военных музеев, о которых обычно идёт речь в моём канале на Яндекс.Дзен. Тем не менее, в нём представлена весьма обширная авиационная и, прежде всего, корабельная коллекция моделей - а не только чучела молодых медвежат и их родителей. Более того, на начальном этапе освоением как Севера, так и Антарктики занимались люди сугубо военные - можно сразу вспомнить Колчака на шхуне "Заря" или Беллинсгаузена и Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный".

Особый колорит музею добавляет тот факт, что он занимает здание бывшего Никольского собора. Понятно, что когда-нибудь музею придётся его освободить и переехать в другое место (были даже весьма здравые идеи разместить его в атомном ледоколе "Арктика", сохранив его и переведя в СПб), ну а пока я решил просто зафиксировать текущее состояние этого достойного музея.

1. Модель первого в мире ледокола арктического класса "Ермак"
1. Модель первого в мире ледокола арктического класса "Ермак"
2.  Немного истории. Так выглядело здание собора до революции. Он был построен в 1820-38 гг. по проекту архитектора А.  И. Мельникова и был закрыт в 1931 г.
2. Немного истории. Так выглядело здание собора до революции. Он был построен в 1820-38 гг. по проекту архитектора А. И. Мельникова и был закрыт в 1931 г.
3. Никольский единоверческий собор в Санкт-Петербурге, конец XIX в.
3. Никольский единоверческий собор в Санкт-Петербурге, конец XIX в.
4.  Так выглядит современное здание, "перестроенное" в 1934-36 гг. по  проекту архитектора А. Сивкова. Тут, как говорится, без комментариев
4. Так выглядит современное здание, "перестроенное" в 1934-36 гг. по проекту архитектора А. Сивкова. Тут, как говорится, без комментариев
5.  Центральный зал музея. Музей был открыт для посетителей 8 января 1937  г. На заднем плане - ледовый разведчик (самолёт-амфибия) "Ш-2"
5. Центральный зал музея. Музей был открыт для посетителей 8 января 1937 г. На заднем плане - ледовый разведчик (самолёт-амфибия) "Ш-2"
6.
6.

Началом истории музея можно считать серию передвижных полярных выставок в 1922-35 гг. В 1930 г. был образован Всесоюзный Арктический институт с музеем Арктики в качестве одного из его отделов. С 1958 г. он стал называться музеем Арктики и Антарктики. В 1998 г. музей отделили от Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

На данный момент музей состоит из трёх постоянных экспозиций:
- Природа Арктики (в центральной части первого этажа),
- История исследования и освоения Северного морского пути (по краям первого этажа),
- Антарктика (на втором этаже).

7.  Прекрасная модель арктического пространства - часть глобуса с рельефной  гипсометрической картой северного полушария до 60-й параллели в  масштабе 1:1 500 000, дополненная информационными дисплеями
7. Прекрасная модель арктического пространства - часть глобуса с рельефной гипсометрической картой северного полушария до 60-й параллели в масштабе 1:1 500 000, дополненная информационными дисплеями
8. На месте амвона (перед царскими вратами), стоит палатка папанинцев с ветряком и велогенератором
8. На месте амвона (перед царскими вратами), стоит палатка папанинцев с ветряком и велогенератором
9. Модель главной паровой машины парохода "Челюскин"
9. Модель главной паровой машины парохода "Челюскин"
10. Ну что, Серый, от пули полярника не убежишь?
10. Ну что, Серый, от пули полярника не убежишь?
11. Этот гражданин тоже не успел сориентироваться
11. Этот гражданин тоже не успел сориентироваться
12. А это уже вообще невинные жертвы. Детей-то за что?
12. А это уже вообще невинные жертвы. Детей-то за что?
13. Модель полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа
13. Модель полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа
14. Один из боковых залов музея, посвящённый истории исследования и освоения Северного морского пути
14. Один из боковых залов музея, посвящённый истории исследования и освоения Северного морского пути
15.
15.
16. Модель "Фармана" - самолёта, впервые полетевшего в арктической зоне
16. Модель "Фармана" - самолёта, впервые полетевшего в арктической зоне
17.
17.
18.
18.
19.  Памятный крест, посвящённый неудачной попытке итальянской экспедиции  под руководством герцога Абруццкого достигнуть Северный полюс в 1900 г.
19. Памятный крест, посвящённый неудачной попытке итальянской экспедиции под руководством герцога Абруццкого достигнуть Северный полюс в 1900 г.
20.  Модель парусно-паровой двухмачтовой шхуны "Святой мученик Фока", на  которой вышла к Северному полюсу экспедиция лейтенанта Георгия Седова
20. Модель парусно-паровой двухмачтовой шхуны "Святой мученик Фока", на которой вышла к Северному полюсу экспедиция лейтенанта Георгия Седова
21. Часть памятного креста экспедиции Седова
21. Часть памятного креста экспедиции Седова

Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось!

Вторая часть рассказа про Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге