Найти тему
Военный музей

Музейная подводная лодка С-189

Этот музей появился в Питере сравнительно недавно: ПЛ С-189 была открыта для посещения в 2010 г. Но до такого радостного момента этой ПЛ надо было ещё дожить - а шансов на это, если говорить честно, было весьма мало. Прослужив 35 лет (от поднятия флага в 1955 г. до момента исключения из состава ВМФ в 1990 г.), ПЛ была поставлена на отстой в Кронштадте. Там она потихоньку была разграблена и, в результате последней (непродуманной) акции любителей металлолома, затонула и села на грунт в Купеческой гавани, прямо у пирса (в 1999 г.). При этом, над водой оставалась лишь часть рубки.

Тем не менее, благодаря неравнодушному меценату - Андрею Артюшину, бизнесмену и бывшему подводнику - ПЛ была спасена. Сначала, в 2005 г., она была поднята и поставлена на ремонт в док Канонерского завода. В 2006 г. она была выведена из дока и поставлена к достроечной стенке для завершения работ по переоборудованию в музей. Торжественный подъём флага на ПЛ состоялся уже в 2007 г., а в 2010 г., как я уже сказал, ПЛ была открыта для всех желающих.

1. Вход на музейную ПЛ
1. Вход на музейную ПЛ
2. Для спуска в ПЛ существует специальный трап, расположенный за рубкой и появившийся уже в ходе восстановления ПЛ
2. Для спуска в ПЛ существует специальный трап, расположенный за рубкой и появившийся уже в ходе восстановления ПЛ

Думаю, что я открыл новый вид искусства: фотографирование серых подводных лодок на фоне серого неба и серой (вернее, свинцовой) воды... Так что если качество фото не получилось оптимальным - я не виноват :)

3. ПЛ С-189: вид с  набережной Лейтенанта Шмидта. На заднем плане справа- ледокол "Москва"  на отдыхе. Ещё правее, совсем вдали - ещё один корабль-музей - "Красин"
3. ПЛ С-189: вид с набережной Лейтенанта Шмидта. На заднем плане справа- ледокол "Москва" на отдыхе. Ещё правее, совсем вдали - ещё один корабль-музей - "Красин"

Разумеется, в музее есть своя команда, почти поголовно состоящая из бывших подводников. Они помогают посетителям спуститься вниз, отдают им (посетителям) команды, подлежащие немедленному исполнению, а так же проводят для них экскурсии.

Когда я спустился вниз, мне была отдана первая команда на покупку билета, а затем я был направлен сразу в кормовой (торпедный) отсек - для начала осмотра музея. Как я понял позже, мне повезло, ибо я решил посетить ПЛ в будний день, и мне почти не пришлось толкаться внутри ПЛ с другими страждущими, или стоять в очереди на пирсе.

4. Итак, вот он, отсек №7, кормовой-торпедный.  Он же - отсек-убежище. Хорошо видна плоская дверь (люк), соединяющая 6 и  7 отсеки. Эта дверь была расчитана лишь на небольшое давление и по-сути не является водонепроницаемой
4. Итак, вот он, отсек №7, кормовой-торпедный. Он же - отсек-убежище. Хорошо видна плоская дверь (люк), соединяющая 6 и 7 отсеки. Эта дверь была расчитана лишь на небольшое давление и по-сути не является водонепроницаемой
5. Внутри кормового торпедного отсека хорошо различимы 2 533-мм торпедных аппарата, для которых не было предусмотрено запасного боекомплекта
5. Внутри кормового торпедного отсека хорошо различимы 2 533-мм торпедных аппарата, для которых не было предусмотрено запасного боекомплекта
6. Так же в отсеке находится люк для аварийного покидания ПЛ
6. Так же в отсеке находится люк для аварийного покидания ПЛ
7. Торпедный аппарат поближе
7. Торпедный аппарат поближе
8. Вид из торпедного отсека в сторону отсека №6 - электромоторного
8. Вид из торпедного отсека в сторону отсека №6 - электромоторного
9. ПЛ проекта 613 проектировались при максимальном использовании информации о последних и наиболее "продвинутых" немецких ПЛ XXI  и XXIII серий. Так, впервые были применены станции управления  электродвигателями. Вид на станции управления (в нос). Главные  электродвигатели мощностью по 1350 л.с. расположени внизу, под настилом
9. ПЛ проекта 613 проектировались при максимальном использовании информации о последних и наиболее "продвинутых" немецких ПЛ XXI и XXIII серий. Так, впервые были применены станции управления электродвигателями. Вид на станции управления (в нос). Главные электродвигатели мощностью по 1350 л.с. расположени внизу, под настилом
10. Один из двух вспомогательных электродвигателей мощностью 50 л.с. (для обеспечения экономичного хода)
10. Один из двух вспомогательных электродвигателей мощностью 50 л.с. (для обеспечения экономичного хода)
11. Станция управления правым главным электродвигателем (ГГЭД). Новые станции были гораздо удобнее применявшихся ранее щитов с рубильниками
11. Станция управления правым главным электродвигателем (ГГЭД). Новые станции были гораздо удобнее применявшихся ранее щитов с рубильниками

Интересна история ПЛ этого проекта. Как я уже сообщил, при проектировании были максимально использованы технические решения немецких ПЛ последних серий, в том числе устройство для работы дизеля под водой (РДП). Эта серия ПЛ стала самой массовой в советском ВМФ. Всего было построено 215 подводных лодок, а ещё 21 ПЛ проекта 613 была построена в Китае по лицензии.

Первоначально на лодках этого типа предусматривалась установка артиллерийского вооружения: сначала один спаренный 25-мм зенитный автомат 2М-8, а затем и так же спаренное 57-мм универсальное орудие СМ-24-ЗИФ, но в 1956 г. они были сняты с уже построенных лодок - ибо в качестве оружия самообороны они стали практически бесполезны.

12.  Переходим в отсек №5, дизельный. Он отделён от 7-го и 6-го отсеков  "настоящим" люком и "настоящей" переборкой, способными выдержать  давление до 10 кг/кв.см
12. Переходим в отсек №5, дизельный. Он отделён от 7-го и 6-го отсеков "настоящим" люком и "настоящей" переборкой, способными выдержать давление до 10 кг/кв.см
13.  В пятом отсеке расположены два дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с.  производства Коломенского завода, и к ним два компрессора ДК-2. Дизели  являлись доработанными копиями импортных тепловозных двигателей "Packard"
13. В пятом отсеке расположены два дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с. производства Коломенского завода, и к ним два компрессора ДК-2. Дизели являлись доработанными копиями импортных тепловозных двигателей "Packard"
14. Вид на дизели в сторону кормы
14. Вид на дизели в сторону кормы
15.  Ещё кусочек дизеля. Разумеется, во всех отсеках этой ПЛ царит  непередаваемая атмосфера - как в прямом, так и переносном смысле. Густой  запах дизельного топлива и машинного масла бодрит
15. Ещё кусочек дизеля. Разумеется, во всех отсеках этой ПЛ царит непередаваемая атмосфера - как в прямом, так и переносном смысле. Густой запах дизельного топлива и машинного масла бодрит
16.  Покидаем 5-й отсек и переходим в 4-й, он же жилой, он же камбуз. Так же  в нём расположена вторая группа аккумуляторных батарей (общий вес  батарей на этой ПЛ - около 200 тонн) и кают-компания старшин
16. Покидаем 5-й отсек и переходим в 4-й, он же жилой, он же камбуз. Так же в нём расположена вторая группа аккумуляторных батарей (общий вес батарей на этой ПЛ - около 200 тонн) и кают-компания старшин

Сейчас в 4-ом отсеке расположен вход в ПЛ, места для чаепития нового экипажа и музейная лавка, в которой я купил набор открыток об этой ПЛ. К сожалению, книжки или хотя-бы альбома с фотографиями, посвященных этой ПЛ, купить пока нельзя.

17. Заходим в третий отсек - центральный пост
17. Заходим в третий отсек - центральный пост
18. Вид в сторону носа. Сразу бросаются в глаза тяги выдвижных устройств (антенн и перископов)
18. Вид в сторону носа. Сразу бросаются в глаза тяги выдвижных устройств (антенн и перископов)
19. Самое важное оборудование ПЛ теперь не работает. Но на ПЛ есть и второй гальюн, в дизельном отсеке
19. Самое важное оборудование ПЛ теперь не работает. Но на ПЛ есть и второй гальюн, в дизельном отсеке
20.  Слева на фото расположено счётно-решающее устройство для  "программирования" торпед, справа - гирокомпас (копия немецкого  "Anschütz")
20. Слева на фото расположено счётно-решающее устройство для "программирования" торпед, справа - гирокомпас (копия немецкого "Anschütz")
21. Перископ
21. Перископ
22. Вот, что можно в него увидеть
22. Вот, что можно в него увидеть

Это церковь Успения Пресвятой Богородицы и часть набережной Лейтенанта Шмидта.

23. Боевой пост погружения и всплытия
23. Боевой пост погружения и всплытия
24. Внизу, под решёткой палубного настила, виден ржавый трюм с соответствующей арматурой
24. Внизу, под решёткой палубного настила, виден ржавый трюм с соответствующей арматурой
25. Таблица непотопляемости - основа борьбы за живучесть ПЛ
25. Таблица непотопляемости - основа борьбы за живучесть ПЛ
26. Хитрые приборы
26. Хитрые приборы
27. Рабочее место штурмана
27. Рабочее место штурмана
28. Люк во второй, жилой и аккумуляторный, отсек
28. Люк во второй, жилой и аккумуляторный, отсек
29. Вид на жилой отсек, за ним виднеется первый, торпедный отсек
29. Вид на жилой отсек, за ним виднеется первый, торпедный отсек

Во втором отсеке расположены каюты капитана, старпома и замполита, а так же радиорубка и кают-компания со спальными местами для офицеров.

30.   Каюта капитана
30. Каюта капитана
31. Здесь жил и работал замполит
31. Здесь жил и работал замполит
32. На столе у него размещён традиционный набор сказок для экипажа
32. На столе у него размещён традиционный набор сказок для экипажа
33. Кают-компания, при необходимости, превращалась в операционный зал
33. Кают-компания, при необходимости, превращалась в операционный зал
34.  Радиорубка. Слева внизу интересный прибор МЛ-22. Это снаряд  радиолокационных и тепловых помех от комплекса выстреливаемых помех ПК-2  или ПК-16. Я только не очень понял, какое отношение этот снаряд имеет к  подводным лодкам?
34. Радиорубка. Слева внизу интересный прибор МЛ-22. Это снаряд радиолокационных и тепловых помех от комплекса выстреливаемых помех ПК-2 или ПК-16. Я только не очень понял, какое отношение этот снаряд имеет к подводным лодкам?
35. Элементы декора
35. Элементы декора
36. Радиокомплекс с самоваром (внизу)
36. Радиокомплекс с самоваром (внизу)
37.  Переходим в первый, торпедный отсек. 4 торпедных аппарата с  боекомплектом 10 торпед - 4 заряжены, 6 в резерве. Так же тут спали  матросы (16 шт., на подвесных койках). Вообще, матросы всегда спали  практически на своих рабочих местах
37. Переходим в первый, торпедный отсек. 4 торпедных аппарата с боекомплектом 10 торпед - 4 заряжены, 6 в резерве. Так же тут спали матросы (16 шт., на подвесных койках). Вообще, матросы всегда спали практически на своих рабочих местах
38. Вид на ТА
38. Вид на ТА
 39. Торпеды и выстреливаемые ложные цели
39. Торпеды и выстреливаемые ложные цели
40.
40.
41.  Слева у борта выставлены различные газоанализаторы - на ПЛ постоянно  выделялись самые разные газы, многие из них - взрывоопасные при  определённых концентрациях. За концентрацией этих газов в атмосфере ПЛ  следовало строго и постоянно следить - хотя бы из чувства самосохранения
41. Слева у борта выставлены различные газоанализаторы - на ПЛ постоянно выделялись самые разные газы, многие из них - взрывоопасные при определённых концентрациях. За концентрацией этих газов в атмосфере ПЛ следовало строго и постоянно следить - хотя бы из чувства самосохранения
42. Специальный военно-морской хронометр из центрального поста
42. Специальный военно-морской хронометр из центрального поста
43. Антенное хозяйство ПЛ С-189
43. Антенное хозяйство ПЛ С-189
44. Напоследок хочу выразить благодарность нашему экскурсоводу
44. Напоследок хочу выразить благодарность нашему экскурсоводу
45. Вот вроде и всё, небо начинает хмуриться, спасибо за внимание :)
45. Вот вроде и всё, небо начинает хмуриться, спасибо за внимание :)

В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
Региональное общественное учреждение культуры "Музей "Подводная Лодка "С-189" (владельцы музея:  Артюшин Андрей Анатольевич, Артюшина Елена Александровна и РОО Союз Моряков-Подводников)

Адрес:
Санкт-Петербург, Набережная Лейтенанта Шмидта, плавучий причал Ленинградской Военно-Морской базы

Как добраться:
Самое простое -  доехать на метро до ст. "Василеостровская", дальше автобусом № 1. Поскольку на момент посещения музея ст. "Василеостровская" была закрыта на ремонт, я выбрал следующий маршрут: от Невского проспекта доехал до пл. Труда (автобус №22 или №27, троллейбус №5), а дальше прогулялся через Благовещенский мост и по набережной Лейт. Шмидта.

Контакты:
Телефон: +7 (904) 613 7099
E-mail: c-189@mail.ru

Расписание работы:
Ежедневно с 11:00 до 19:00 (касса - до 18:00), выходные дни: понедельник и вторник. В расписании возможны краткосрочные изменения.

Сколько стоит: взрослый билет: 400 руб. Школьникам прочим пенсионерам: 200 руб. Студентам и курсантам: 300 руб. Примечание: профессиональная фотосъёмка в музее запрещена.

Дополнительная информация:
Официальный сайт музея "Подводная лодка С-189".
Страничка ПЛ С-189
Вконтакте

Спасибо за внимание! И да, не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось!

Ещё больше рассказов и историй в канале "Военный музей"