Даже не искушенному паломнику хорошо знакомо имя Бхуванешвар, которое, в первую очередь, ассоциируется у него с названием столицы штата Орисса на юго-востоке Индии и одним из главных храмов Шивы Лингараджа (Царя всех Лингамов). Бхуванешвар – одно из многочисленных имен-эпитетов Господа Шивы и переводится как Владыка Вселенной. Но речь, в данном случае, пойдет не об этой Его тиртхи (центре паломничества).
«Это самое священное место на Земле. Оно считается Обителью Шивы, вечного, неизменного аспекта Бога. В этой пещере Его Тримурти (Брахма-Вишну-Махеша) представлены как Патала Бхуванешвар» (Сканда Пурана, глава 103).
Патала Бхуванешвар, Подземное Царство Шивы - комплекс пещер, расположенный в индийских Гималаях (регион Кумаон), на границе с Тибетом и Непалом. Несмотря на то, что подробное описание этого Подземного Царства встречается в Сканда Пуране (Манаса Кханда), обнаружено оно было совсем недавно, в 1989 году отставным генералом Кантом Тейлором, которому во сне явился Сатья Саи Баба и указал на гору, и на узкую тропу, ведущую к входу в Пещеру в том самом месте, которое генерал Тейлор патрулировал ранее. Следует сказать, что «открытие» это было также предсказано в Сканда Пуране. «Пещера будет сокрыта многие тысячелетия вплоть до Кали юги (эпохи материализма, наш век) и откроет ее заново валкала (буквально - носящий «одежду из луба», ванапрастха – лесной отшельник, оставивший мирскую службу)». Считается, что в 9-ом веке н.э. Патала Бхуванешвар посетил Ади Шанкарачарья, Джагатгуру (Мировой Учитель), основатель Адвайта веданты. Первооткрывателем же Подземного царства в Сканда Пуране назван Ритупарна, царь солнечной династии Икшваку, один из великих правителей Айодхьи, который случайно набрел на Пещеру, охотясь в этих краях на вепря. То были времена Сатья юги (Золотого Века), многие и многие тысячелетия тому назад. В Сканда Пуране говорится, что Ритупарне было дано божественное видение (Знание), благодаря которому, он и смог увидеть большую часть пещер Подземного Царства Шивы. Обычному же человеческому глазу все его семь уровней не доступны. «Первым царю предстал Шеша Наг (огромный Змей с тысячью капюшонами), хранитель Подземного Царства, символ Безначального Вечного». Далее, в Сканда Пуране подробно описываются все залы и уровни Пещеры, через которые провел Ритупарну Адишеш
Самыми очаровательными из всех были большие пещеры Савитри, Апарайита и Сарасвати. Эти пещеры были просто огромны - примерно 12 йоджан в длину и 10 йоджан в ширину (1 йоджана - древнеиндийская мера длинны = 2400, 4800 или 9600 м., согласно различным источникам). Они были недоступны даже для богов. Здесь, в центре пещеры, Адишеша показал Ритупарне Махайони (символ изначального Лона Матери) и Махалингам (огромный фаллический символ Господа Шивы). Царь был ошеломлен: он увидел Вишну, Рудру, Брахму, Праджапати, других богов и богинь, джанхарвов, даитьев, данавов, манавов, а также джада (неодушевленные предметы) в процессе их сотворения. Он увидел свое рождение и рождение своего проводника Адишеши - то, как они проявились из Йони-Лингама. Пятиликий Шива появлялся и исчезал в нем. Бхагаван Вишну и богиня Лакшми возникали из Йони и снова исчезали, тем же путем следовали Брахма и Савитри. Озадаченный невиданным зрелищем, царь Ритупарна спросил Адишешу, что бы все это значило. И Шеша открыл ему великую Тайну Вселенной. «Ты стал свидетелем проявления Божественного Пламени, Единства трех богов - Брахмы, Вишну и Махешвары. Создание, Бытие и Уничтожение исходят из этого Божественного Света, Он хранитель Всего Мира. Это и есть Шива. Господь Вселенной пребывает в середине этого Джйоти (Пламени). В нем была зачата вся Вселенная, в нем же она и исчезнет. Пещера, в которой ты увидел рождение Вселенной из Джйоти, зовется Судхана. Она недоступна даже для полубогов». С благодарением царь припал пред Господом, одарившим его столь великим Даршаном, и с благоговейным трепетом отправился дальше вслед Адишеши. В Кедармандале он увидел Врата в Шивалоку (Небесную Обитель Господа Шивы, Рай) и получил благословение Кедарнатха. По правую сторону пещеры Адишеша представил Ритупарне Учителя богов Брихспати. Затем Шеша провел царя через пещеру, и они вышли к священной реке Ганге. Ритупарна омылся в Патала Ганге и выполнил абхишеку во славу Гангеши (Владыки Ганги, Шиве). Переплыв через Гангу они оказались у входа в большую пещеру, ведущую к Каши (священному городу Шивы Варанаси). Там царь был благословлен Каши Вишванатхом и Матерью Гангой. Преисполненный счастьем от столь захватывающего действа, царь Ритупарна и Адишеша вернулись в Патала Бхуванешвар. Шеша предупредил царя, что все увиденное здесь, а также местонахождение Паталы Господа Шивы он должен хранить в строжайшей тайне. Царь поклялся свято молчать и с тем покинул Патала Бхуванешвар. (Сканда Пурана, Манаса Кханда).
Стоит ли так буквально понимать слова Древнего Писания или быть может это простой вымысел, легенда... сказка?
Автор посетил Патала Бхуванешвар 7 мая 1994 г. и побеседовал с другими очевидцами, дабы в процессе сравнительного анализа сложилась полная и ясная картина Патала Бхуванешвара. Прежде всего, следует отметить, что месторасположение пещер точно соответствует указанному в Сканда Пуране. Важным стало и наблюдение того, что большинство пещер и их неземные обитатели, описанные в священном Писании, действительно существуют (!), и, несмотря на то, что большая часть пещер сегодня закрыта для паломников, их «подземных жителей» сегодня можно четко узнать в навеки окаменевших образах.
Вход (отверстие) в Подземный Комплекс не более метра. Узкий, подобный тоннелю, проход ведет в просторную залу с очень высоким потолком. Несколькими ступенями вниз от входа в эту пещеру, на левой ее стороне можно увидеть Бхагавана Нарасимху. Когти и лицо Аватара Бога Вишну отчетливо проступают из камня. Здесь же на стене ясно видны очертания головы Змея Шеши и его позвоночник на полу. Взору справа открывается слон Махендры (Великого Индры) Аиравана. Ноги и хобот его величиной с человека. Если внимательнее присмотреться к стенам пещеры, то слева мы увидим и других змей Подземного Царства, среди которых известный Васуки. Ступая по «спине» Шешанага, проходишь к центру пещеры, где можно наблюдать Ганешу, сидящего на высоком выступе. С лотоса (сталактита) над его головой стекает вода, совершая то, что в индуизме называется абхишека - возлияние на объект почитания каких-либо жидких субстанций. По одной из легенд, с этого цветка лотоса на Ганешу капал животворящий нектар (амрита), когда Господь Шива отрубил ему голову, и потому он благополучно вернулся к жизни. Рядом с Ганешей находятся два Лингама - Кедарнатх (Владыка Кедара) и Амарнатх (Владыка Бессмертия), символы известных Святынь индуизма. Здесь же – Панч (пять) Бадри. «Многочисленные Лингамы Шивы когда-то все находились рядом с Патала Бхуванешваром». Слева отчетливо виден Кала Бхаирава с его суровым взглядом, высунутым языком и текущей слюной. За Ганешей следует Бхавани (Ма Бхуванешвари), Божественная Мать Мира, которую символизирует узкий проход между двумя пещерными залами. Здесь, на стене, на высоте трех метров из камня проявлено ее лицо. Если внимательнее осмотреться в этом месте, то можно увидеть четыре входа по четырем сторонам пещеры. Первый, через который мы вошли, называется Дхармадвара («Врата Дхармы», добродетели, веры). Левый и правый проходы закрыты, хотя и отчетливо видны. Вход перед нами известен как Мокшадвара («Врата Освобождения»). Риши Вьяса утверждал, что каждому, кто пройдет под ними будет даровано освобождение. Согласно Писанию, рядом с образом Бхавани Шеша Наг указал Ритупарне тайную тропу, ведущую в Удджаин (один из семи священных городов Бхараты и одно из главных мест почитания Господа Шивы в Его грозном аспекте Махакалы, Великого Времени) и Праяг (Великий Сангам, место слияния рек Ганги, Ямуны и Сарасвати). Вдумайтесь, насколько велик символизм одного только этого маленького эпизода древнего Писания, и картина кажущейся на первый взгляд «сказочности» всего повествования развеется бесследно: Вечность (Шеша Наг) с благословения Божественной Матери Природы («рядом с образом Бхавани») указывает смертному (человеку, т. е. всем нам, в данном случае Ритупарне) Путь («тайную тропу») к Спасению и Счастью через духовное и физическое очищение (Праяг) и почитание Великого Владыки Времени, Господа Шивы (Удджаин)...
Рядом с Бхавани находятся четыре Лингама, символизирующие четыре юги, мировые эпохи. Тот, что обозначает Кали югу (наше время) самый большой. Считается, что Лингам растет и, когда он достигнет свода Пещеры, Кали юга закончится. Поблизости находится другое важное место почитания – Брахмакапала (буквально - «череп Брахмы»), здесь вода белого цвета стекает на голову Творца. В этом священном месте, как сказано в Писании, «молоко» течет с вымени Камадхену (легендарной «Коровы Изобилия»). Здесь должно проводить шрадху (церемонию поминания предков). «Памятование у Черепа Брахмы своих предков и возлияние им (тарпана) несет освобождение усопшим и несметные блага живущим». В следующем зале огромный белый поток лавы устремляется с высоты пятнадцати футов, представляя собой джату (локоны) Господа Шивы, Хозяина Пещеры. Неподалеку от изумительного каскада Его локонов, рядом с Лингамами, находится небольшое озерцо. Это то место, где Тримурти Шивы (три Его аспекта: Брахма, Вишну, Махеша – Творец, Вседержитель и Разрушитель) творит и поддерживает воду. Чтобы взять ее отсюда или хотя бы прикоснуться к святой воде, необходимо вначале обратиться за разрешением к Господу Шиве. Совершивший с той водой ачаманью (очищающий обряд) получает избавление от всех невзгод. Эта часть Пещеры олицетворяет историю сотворения Ганги и нисхождения ее в мир людей по спутанным волосам Шивы. Легенда так гласит об этом: «Царь Бхагиратха попросил Мать Гангу спуститься с Небес на Землю. Но так как мощь ее вод была слишком велика для Земли, Шива согласился подставить прежде свою голову, и вода, стекая с волос Гириши, и не представляя более опасности для Земли, дала начало Священной Ганге». Часть Пещеры, слева от магического каменного Лингама, представляет собой весь Космос, Мир в его миниатюре. Далее, в узкой части Пещеры находится главная Святыня – Сам Патала Бхуванешвар. Пребывая в самом сердце Паталы, Лингам Владыки Вселенной является здесь основным местом поклонения Господу Шиве. Три Лингама в ряд (Тримурти) олицетворяют одновременно Брахму, Вишну и Махешвару (Шиву). Средний, представляющий собой Шиву, - прозрачный, два других - опалового цвета. С потолка ниспадает на Тримурти Патала Ганга, сначала на голову Шивы, потом - Брахмы и Вишну. Поток ее вод не прекращается никогда. Сама Природа совершает, таким образом, здесь естественный ритуал Шиваабхишеки. В Пещере пребывает одновременно 33 крора богов и все они заняты поклонением Господу Шиве. «Все небожители Брахмалоки и Девалоки спускаются в Паталу, чтобы почтить Бога богов Шиву вместе с Брахмой и Вишну. Девы, данавы, якши, видхи, видьядхары, наги, джандхарвы, апсары, даитьи, риши и люди - все поочередно вершат здесь пуджу Господу Шиве».
Согласно Сканда Пуране, пещеры располагаются в два яруса, под ними находятся еще пять этажей Подземного Царства, всего – семь уровней. Царь Ритупарна был удостоен видения самой последней из Пещер – Судханы («Самой богатой») или свадханы (той, что внутри себя, букв. - «собственной», «пещеры» своего сердца). «Ее сияние подобно блеску драгоценного камня. Сюда не доступен вход даже богам и богиням. В центре пещеры виднеется Великое Космическое Лоно, из центра которого исходит свет Космического Сознания. Творец Вселенной (Шива) рассматривается как ее Источник, Поддерживающая и Разрушающая Сила. Здесь пребывает Свет Его Тримурти». В этом отрывке Сканда Пураны раскрываются эзотерические аспекты истинного паломничества в Паталу Господа Шивы, Пещеру – тайну всех тайн, олицетворение нашего сознания и символ извечного поиска; паломничества, в которое мы можем отправиться в любое время и из любого места. И, да поможет нам в этом Благой Господь! Ом Намах Шивайя!
Древнее Писание утверждает, что Патала Бхуванешвар является самым святым местом на Земле, потому как Господь Шива, Бог богов, избрав его своей обителью, пребывает здесь вечно. Поклонение Ему или просто посещение Его Паталы освобождает от грехов и дарует милость богов. Даже простое памятование Пещеры или слушание Сказания о ее величии (Махатмьи) устраняет грехи. Говорится также, что: «Как и протяженность Земли, величина подземного мира неизмерима. Повсюду в нем, кишащем змеями, царит тишина. И лишь с лучам света, проникшими в Паталу с Бхуванешваром, темнота исчезла».
«Человеку не легко попасть сюда. Те же, кто удостоятся этого счастья и проведут здесь ритуальное богослужение (пуджу) во славу Бога Шивы, будут одарены благословением в тысячу раз большим, чем от обряда Ашвамедхи (Царского жертвоприношения коня) и в миллионы раз большим, чем от паломничества в Рамешварам, Каши (Варанаси) или Кедаранатх. Настолько велика слава Патала Бхуванешвара. Посетившим Пещеру и поклонившимся здесь Махеше (Великому Богу Шиве) после смерти открыты врата в Шивалоку (Небесную Обитель Шивы, Рай). Это самое святое место на Земле ибо в этом Подземном Царстве обитает Сам Повелитель Вселенной». (Сканда Пурана, Манаса Кханда).
Отрывок из книги Г.К. Карнавар «Пещера Неба в Гималаях»,
использованы материалы сайта www.sir35.ru,
редактор: Динанатха Б.