Сентябрь 1778 года, перед нами предстает Екатерина II, которая уже погружена в осеннюю хандру и печаль. Взяв в руки раскрашенные гравюры («Лоджии Рафаэля в Ватикане», 1770-е гг.) и решив разбавить все эти свои настроения, она написала своему другу, а именно Мельхиору Гримму. С просьбой: «Написать Рейфенштейну скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены, и что я даю обет Святому Рафаэлю, во что бы то ни стало выстроить эти ложи и поместить в них копии, так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они.»
К ноябрю 1778 года было получено разрешение римского папы и художники приступили к копированию фресок. Возглавил группу австрийский живописец Христофор Унтерпергер, который уже занимался росписью Ватиканской библиотеки.
Так же были приглашены архитекторы, которые имели в своих руках проект Ватиканского дворца («образец своего искусства , пропорции которого позволяют поместить в нем Лоджии Рафаэля».) Так на свет появилось здание, которое было присоединено к зданию Большого Эрмитажа.
Но все шло не так гладко, как хотелось Екатерине, и привезенные копии фресок оказались не тех размеров, что были нужны. А некоторые и вовсе потерялись в странствиях между городами и странами. Такие известия совсем не радовали Ее Императорское Величество, хандра и раздирающее негодование продолжали ее мучить. В итоге пришлось сменить ширину столбов и увеличить оконные проемы, дабы вместить туда привезенные копии.
На этом проблемы не закончились, потому что потом случилась Турецкая война, а за нею Шведская, что задержало окончательное завершение постройки Лоджий. Концом строительства считается 1792 год. Корпус Лоджий в неизменном виде существовал до 1830-х годов.
В связи с сооружением Нового Эрмитажа, он был перестроен. Изменился фасад. Внутренние помещения Лоджий сохранили прежнюю конфигурацию и размеры, но были сдвинуты почти на десять метров к югу. На время реконструкции росписи сняли.
Перед возвращением холстов на прежние места их подвергли реставрации. Следующая капитальная реставрация была проведена в 1967—1972 годах, так как картины сильно загрязнились и потемнели.
Сейчас мы имеем цельный ансамбль, в котором отлично соединены архитектура, живопись и скульптура. Галерея состоит из тринадцати одинаковых архитектурных объемов, каждый из которых перекрыт отдельным сводом. Арки сводов и мощные опорные столбы создают мерный и четкий ритм. Характерные для эпохи Возрождения обращение к искусству древних и стремление обнаружить связь между античностью и христианством воплощены и в декоре галереи. Своды украшены картинами на библейские сюжеты - по четыре в каждой части. Этот цикл из 52 композиций, 48 из которых посвящены Ветхому Завету, а четыре - Новому Завету, получил название «Библия Рафаэля».
Под впечатлением от античных орнаментов Рафаэль создал композиции, в которых диковинные образы причудливо сочетаются со сценами из земной жизни. Орнамент такого типа получил название "гротеск". Возникшее от слова "грот" (потайное, скрытое), оно связано с росписями интерьеров «Золотого дома» - дворца императора Нерона, найденного в результате археологических раскопок. Гротески, рожденные свободной и яркой фантазией Рафаэля, не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. По распоряжению Екатерины на торцовой стене эрмитажной галереи был помещен портрет "божественного Рафаэля" (в Ватиканских лоджиях на этом месте изображен герб Медичи - рода, к которому принадлежал заказчик галереи Папа Лев Х).
Лоджии не стали точным повторением римского оригинала, в конце концов.
Но если вы вдохновлены недавно просмотренным сериалом и хотите окунуться в этот дивный и роскошный Ватиканский мир, почувствовав себя при этом непогрешимым человеком в широкополой белой шляпе, то вам просто необходимо посетить Лоджии Рафаэля и увидеть все это воочию.