Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Прекрасные платья Прекрасной эпохи. Ч. 2

Продолжаем любоваться платьями той эпохи, когда портновское искусство достигает невиданного раньше мастерства!

Имя Розы Дженони сегодня помнят разве что итальянские историки костюма, а когда-то она и сама преподавала эту историю. Портниха, феминистка, учёный – сложнейшая смесь! Но именно такие разнообразные интересы позволяли ей создавать удивительные вещи. И в эпоху, когда весь мир сходил с ума по работам парижских кутюрье, Роза Дженони обращается к итальянскому Ренессансу. В 1906 г. она создаёт роскошную мантию "Пизанелло", вдохновлённую изображениям дам этого великого художника квартроченто. Мантию из зелёного шёлкового бархата, жёлтого атласа, вышитую золотом, серебром, бисером и отделанную кружевами. Надев её поверх платья, можно было величественно отправляться к любому европейскому королевскому двору, этикет которых в торжественных случаях требовал платьев со шлейфом. А чувствовать себя при этом так, как будто вновь вернулись времена, когда мир трепетно следил не за Францией, а за Италией...

А вот наряд, который завис вне времени, благодаря своей классической красоте. Это платье-дельфос Мариано Фортуни-и-Мадрасо, испанца по происхождению, почти всю жизнь прожившего в Венеции. Его работы воспевал Марсель Пруст в своих "Поисках утраченного времени".

Фортуни изобрёл "Дельфосы" около 1907 г. Покрой, как видим, прост – длинное платье, или без рукавов, как это, или с рукавами "летучая мышь". Оно мягко облегает тело, подчёркивая его линии, но при этом не стесняя. Главная же прелесть в ткани. В историю эта технология вошла как "плиссировка Фортуни" – мелкие изящные складки отлично держат форму, и в наши дни выглядят почти так же, как полвека и век назад. Чтобы сберечь плиссировку, хранились платья свёрнутыми, как мотки пряжи. По бокам, вокруг отверстий для головы и рук, вшиты шёлковые шнуры, на которые нанизаны бусины муранского стекла – они утяжеляют лёгкие платья, и заставляют не парить отдельно от тела, а следовать за его контуром. Окрашивались "Дельфосы" в разные оттенки – каждое по отдельности, порой несколько раз, отчего цвет приобретал особую глубину.

Конечно, эти наряды крайне далеки о того, что предлагала женщинам тогдашняя мода, с её многослойностью и жёсткими корсетами, и поначалу их носили только дома. Зато в этом качестве они пользовались большим успехом. О них писали: "У вас может быть целая дюжина, и всякий раз, в любом окружении, платье будет выглядеть очень живописно, хотя эпикуреец счёл бы, что лучше всего они выглядят, когда их специально подбирают к окружающей обстановке". Интересно, к какой обстановке подбирали это серебристое платье?..

-2

Жанну Пакен, одного из самых влиятельных и известных парижских кутюрье, не только обожали заказчицы, но и уважали коллеги, а второе, согласитесь, в мире моды встречается куда реже, чем первое. Достаточно сказать, что в 1913 году она первой из женщин-модельеров получила орден Почётного легиона!

И если, рассказывая о прекрасных платьях, нельзя обойтись без свадебного, то пусть это будет волшебный наряд от самой Пакен, созданный в 1910 г. Шёлковый чехол, прозрачный тюль в крошечный горошек, атласные полоски, но, главное, ландыши! Ландыши на корсаже, на концах пояса, в волосах... И это ничуть не хуже, чем традиционный флёрдоранж, цветы апельсина. А, может быть, даже лучше!

-3