Найти тему
История моды с Марьяной С.

Прекрасные платья Прекрасной эпохи. Часть 1

Рубеж XIX-XX веков - время, когда женская мода становится просто фантастически изысканной. Вот несколько примеров.

Модельер Жан-Филипп Ворт, ставший главой знаменитейшего Дома после смерти своего отца, основателя Высокой моды, Чарльза-Фредерика Ворта, создавал платья не менее роскошные, чем тот. Этот наряд воплотил изящество искусства эпохи "ар нуво". Основа из атласа цвета слоновой кости и чёрный узор из бархата – как будто смотришь на белый фон сквозь ажурную кованую решётку... Все детали были сотканы отдельно с учётом своего будущего места – так, чтобы на платье части узора слились в единое целое.

В 1976 году это платье подарила музею Метрополитен Ева Дрексель Далгрен, племянница Элизабет (Бесси) Дрексель, светской красавицы, которая, будучи уже пожилой дамой, написала весьма скандальные мемуары. После её смерти дом в Париже со всем содержимым, включая известный портрет Бесси кисти модного портретиста той поры, Джованни Больдини, перешёл к племяннице. Были там и сундуки, в которых хранились роскошные вечерние и бальные платья, в основном от Ворта. Музей благодарно принял этот дар, и вот уже много лет чёрно-белая графика волшебного платья затмевает красочность многих других.

Музей датирует его 1898-1900 годами. Однако если учесть, что в 1899 Бесси Далгрен внезапно овдовела и ближайшие два года носила траур (пока не вышла замуж во второй раз), платье явно было заказано до этого. Последний привет от одного века другому!

А ещё – и об этом мало кто знает – в этом же музее хранится, можно сказать, кузен этого платья, только узоры на нём не чёрные, а золотистые.

-2

В Прекрасную эпоху прекрасны даже домашние наряды. Ещё в 1870-х в моду вошли так называемы "tea gowns", что нередко переводят как "чайные платья", но, скорее, их можно назвать "платьями для неофициальных домашних приёмов". Более удобные, более свободные, чем обычные дамские костюмы той поры, но в то же время очень нарядные. Дамы поначалу носили их исключительно дома – допустимо было спуститься в них к чаю, и то при условии, что вы не ждёте посторонних. А затем правила этикета смягчились, и на рубеже веков можно было надеть их уже и на ужин, к которому приглашены гости; а позднее они и вовсе выбрались за пределы дома.

Это платье 1900 г. от модного дома Мэгги Руфф из коллекции музея Виктории и Альберта воплощает в себе, пожалуй, всё прелесть своих собратьев – очень нарядное и навевающее мысли об интимности будуара (за что, добавим, эти наряды многие критиковали). К тому же это, можно сказать, коктейль из парижских изысков и восточной экзотики: нижнее платье сшито из плотного шёлка цвета слоновой кости, а впереди украшено длинной, от горла до самого пола, вставкой из вышитой (по всей видимости, индийской) ткани. Верхнее платье, с фигурно вырезанным подолом и драпированными рукавами, сделано из восхитительного ирландского кружева. Увы, мы не видим его сзади, но музей нам, можно сказать, по секрету, сообщает, что там скрывается "складка Ватто", спинка, напоминающая ниспадающий от линии плеч плащ – такой крой обожали дамы эпохи рококо.

Словом, согласитесь, это действительно "гибрид бального платья и халата", самое, пожалуй, меткое определение этих платьев!

-3

Вице-королева Индии, Мэри, леди Кёрзон, появилась на балу в Дели, устроенном в честь коронации Эдуарда VII в 1903 г. в платье, которое вошло в историю костюма как "Павлинье". И при всей роскоши нарядов, в которых дамы были на этом балу, леди Кёрзон всё равно царила, как положено королеве (пусть и "вице"). Ткань сделали индийские мастера, основой послужил шёлковый шифон, вышивка – узор из накладывающихся друг на друга павлиньих перьев – была сделана золотыми и шёлковыми нитками. А в центр каждого павлиньего глаза вставили кусочек из крылышка жука-скарабея, популярного в XIX веке экзотического материала для отделки. Затем ткань отправили в Париж, в дом Ворта, и шили платье уже там. Роскошный длинный шлейф украсили ещё и крупными шёлковыми розами. И весило оно, в основном из-за вышивки, около 4,5 кг – что ж, не так уж и много!

В наши дни наряд хранится в музее Кедлстон-Холл, в Дербишире.

Один из гостей этого бала описал леди Кёрзон в павлиньем платье так: "Вы даже не можете себе представить, как волшебно она выглядела!"

И... продолжение следует!