«Аритмия», Бориса Хлебникова, собравшая все возможные призы на последней «Нике», несомненно одно из наиболее выдающихся произведений современного российского кино. Успешная попытка режиссёра осмыслить культурные и социальные процессы наших дней, совместив это с художественным анализом вечных проблем человеческого существования, предполагает, что фильм этот останется в истории нашего кинематографа.
Сюжет фильма достаточно прост — провинциальный врач скорой помощи испытывает проблемы в семейной жизни и на работе. Жена главного героя, ощущая, что тот вкладывает все свои силы в пациентов, не оставляя практически ничего от себя для семейного очага, решает порвать отношения. В то же время на работе появляется новый начальник — типичный «эффективный менеджер», проводящий циничную «оптимизацию»: новые правила повышают эффективность медиков для отчёта, но сводят на нет их реальные попытки помочь пациентам.
«Аритмия» стала качественным скачком в развитии Хлебникова-режиссёра. Его ранние фильмы нередко «грешили» вычурностью формы, демонстративностью художественных приёмов. Вспомнить хотя бы начало фильма «Свободное плаванье», где нам три минуты показывают неподвижный дальний план заводских ворот, у которых одиноко ютится крошечная фигура человека в обшарпанной, как заводские стены, куртке. Этот кадр можно трактовать в рамках кинотеории вроде Андре Базена или Жиля Делёза, рассуждать о природе времени в кино — в общем, режиссёр явно разбирается в киноискусстве.
Хлебников пришёл в профессию без режиссёрского образования: по специальности он киновед — смежная дисциплина, но всё-таки более связанная с теорией, нежели с практикой киноискусства. Создавалось впечатление, что молодой автор стремился во что бы то ни стало доказать свою профпригодность, демонстрировал зрителю и киносообществу умение обращаться с киноязыком и понимание природы киноискусства. Но то было почти десять лет назад. Сейчас же Хлебников набрался практического опыта и заработал определённый авторитет в киносообществе. Опыт и авторитет придают лёгкость в работе — человек знает, что он умеет, и знает, что другие тоже об этом осведомлены. Эта лёгкость ощущается и в «Аритмии»: здесь уже нет демонстративных художественных приёмов, фильм выстроен просто, но при этом точно. Автор довел своё «письмо» до такого автоматизма, что более не думает о форме, а концентрируется на содержании, которое, кажется, само по себе определяет вроде бы незамысловатую, но в то же время выразительную «речь» фильма.
Уход Хлебникова от формальной вычурности и обращение к реализму повседневности роднит его с русскими художниками-передвижниками. Те в XIX веке так же отвергли академизм классической живописи и обратились преимущественно к жизни простого человека, создавая «документальные полотна», фиксирующие жизнь, протекающую перед глазами художников. Даже исторические полотна у передвижников представляли своих персонажей как современников живописцев, не превращая их в академические «изваяния».
Картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина по своему посылу напоминает тему «Аритмии» — герои фильма, как и герои картины, тянут на себе ношу служения вопреки обстоятельствам.
Как и передвижники в своих полотнах, Хлебников в «Аритмии» успешно совмещает бытописание, социальную критику и экзистенциальные проблемы, касающиеся самого бытия человека в мире. Главный герой зажат между этикой подвижнического служения и строгим официальным регламентом, призванным «оптимизировать» работу медиков, но на деле препятствующим исполнению врачебного долга. Рутина препятствует служению и герою приходится исполнять свой долг вопреки предписанным нормативам. В «Аритмии» раскрывается, пожалуй одна из наиболее «больных» тем нашего времени — проблема служения своей миссии не благодаря, а вопреки обстоятельствам, на которые эта миссия направлена. Наиболее выразительно тема фильма воплощается в завершающем кадре — скорая помощь попадает в пробку, и врачам приходится выходить из машины и «вручную» разгребать затор на дороге, подходя к каждому водителю с просьбой пропустить медицинский автомобиль. Здесь проблематика фильма обнаруживает почти что библейское измерение — герой спасет людей, которые, за счёт своей слабости, трусости или замкнутости в рутинных нормах и правилах, этому спасению противятся. Врачи здесь подобны героям мученикам: они не дают миру кануть в лету, а мир ставит им преграды, пытаясь сковать своих спасителей закостенелыми рамками, нормами и предписаниями.
Источник изображения сверху: www.imdb.com/title/tt6952604/mediaviewer/rm1632578304
Источник картины "Бурлаки на Волге": https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Burlaks_(Repin)#/media/File:Ilia_Efimovich_Repin_(1844-1930)_-_Volga_Boatmen_(1870-1873).jpg
Также этот пост можно почитать в моих блогах на платформах Steemit и Golos