Официальная комиссия из представителей Египетского департамента древностей, ученых разных специальностей, археологов, журналистов приступила 27 июня 1954 года к вскрытию саркофага фараона Сехемхета, правившего Египтом задолго до Тутанхамона и даже до Хеопса, а именно между 2611 и 2603 годами до нашей эры. Этому торжественному событию предшествовала напряженная работа, которой несколько лет занималась группа, возглавлявшаяся молодым талантливым египетским археологом Мохаммедом Закария Гонеймом. Ему удалось обнаружить и раскопать из-под песка пустыни остатки недостроенной, а возможно, и разобранной в древности пирамиды. Из надписей на ней стало ясно, что в пирамиде находится гробница фараона Сехемхета.
После тщательных поисков Гонейм нашел и откопал вход в подземную усыпальницу фараона, высеченную в скале глубоко под пирамидой. Вход был замурован и опечатан печатью фараона. Следовательно, грабители царских могил в ней не побывали. В усыпальнице стоял прекрасно изготовленный из одной глыбы алебастра саркофаг, закрытый тяжелым каменным засовом и опечатанный печатью Сехемхета. На полированной поверхности саркофага лежал полуистлевший венок из цветов. Итак, в не потревоженной на протяжении 4,5 тысячи лет усыпальнице, в нетронутом саркофаге, должна была находиться мумия Сехемхета...
И вот рабочие по сигналу Гонейма начинают тянуть канатами, переброшенными через блоки, тяжелую (227 килограммов) полированную алебастровую плиту, плотно засевшую на торцевой стенке саркофага в пазах, заполненных известковым раствором и опечатанных печатями. Медленно, сантиметр за сантиметром, движется вверх плита-засов. Гонейм становится на колени и светит внутрь саркофага электрическим фонариком. Невероятно! Саркофаг абсолютно пуст!
Присутствующие ошеломлены: как же так? Как же это может быть? Куда девалась мумия фараона из непотревоженной гробницы, из опечатанного тысячи лет назад саркофага? Особенно разочарованы журналисты, которые уже авансом расписывали сокровища, которые должны были быть внутри саркофага...
Для Гонейма это тоже было большим разочарованием. В книге, написанной через несколько недель после вскрытия саркофага, он не скрывает своих чувств. Хотя подобные случаи в истории археологии были известны и раньше. Сам Гонейм упоминает в своей книге случай с гробницей царицы Хетепхерес, матери прославленного Хеопса. Когда в 1925 году археолог Д. Рейзнер вскрыл ее опечатанный саркофаг в непотревоженной усыпальнице, то внутри его ничего не нашел.
Такая же картина задолго до Гонейма ожидала французского археолога О. Мариетта. Ему удалось найти в Египте Серапеум комплекс вырезанных в скале подземных камер, в которых стояли гигантские, весом до 80 тонн, гранитные саркофаги, накрытые 20-тонными крышками из гранита. По мнению египтологов, в этих саркофагах должны были находиться мумии священного быка Аписа. Но когда О. Мариетт в 1850 году с огромными трудностями с помощью канатов, рычагов и полиспастов сдвинул одну за другой все крышки, то ни в одном из саркофагов не обнаружил ничего...
Загадка пустого саркофага Сехемхета еще более углубилась, когда стали известны результаты анализа цветов из погребального венка, лежавшего на саркофаге. Анализ, проведенный учеными Швейцарского технологического института в Цюрихе (эта лаборатория считается лучшей в мире), основанный на определении содержания радиоактивного углерода, дал абсолютно неожиданный результат: венок, а следовательно, саркофаг и гробница Сехемхета оказались на 600 лет старше того времени, когда жил сам Сехемхет! Получается, что гробницу высекли в скале, поместили в нее пустой саркофаг, положили венок и все это опечатали печатями фараона Сехемхета... за 600 лет до его рождения!
Кстати, археологам неизвестно, кто правил Египтом (и правил ли кто-то вообще) за 600 лет до Сехемхета, ибо это выходит за пределы I династии Архаического периода Египта, то есть за пределы известной египтологам хронологической таблицы египетских царских династий.
Дальнейшая судьба археолога Гонейма была трагичной. Как свидетельствуют его друзья и знакомые, он перестал с ними общаться, стал мрачным и молчаливым, обычное чувство юмора покинуло его. Часто археолог приезжал к раскопанной им пирамиде, спускался в подземную усыпальницу и часами сидел вблизи пустого саркофага. После одного из таких визитов он покончил с собой, бросившись в Нил с одного из каирских мостов.
А через два года молодой ученик и помощник Гонейма спустился в усыпальницу и долго изучал саркофаг, пытаясь понять его и своего покойного шефа тайну. На следующее утро парня нашли мертвым в его кровати: он принял смертельную дозу снотворного... Так что, и здесь месть фараона? Египетский департамент древностей после этого распорядился закрыть вход в усыпальницу Сехемхета, и сегодня на решетке, закрывающей вход в подземную камеру, висит ржавый замок.
Так есть ли на самом деле тайна, связанная с гробницами фараонов? Что можно сказать сегодня по этому поводу, отбросив все идеологические шоры и предубеждения, а опираясь исключительно на факты?
Следует, прежде всего, отметить существование веры в то, что в захоронениях присутствует дух умершего, который может влиять на живых, особенно тогда, когда они, то есть живые, вторгнутся в это захоронение. Убеждение в этом существует тысячи лет, притом у людей разных стран, рас, наций и религий. Считается, что этот дух, или это нечто, действует на живых отрицательно, вызывая у них психические отклонения, болезни, а то и смерть. С другой стороны, существует вера в то, что дух людей, бывших при жизни праведниками, святыми людьми, действует на живых благотворно, особенно если живой приходит к могиле святого с добрыми намерениями и чистым сердцем. Известно, что до революции десятки тысяч паломников приходили на богомолье к могилам и мощам святых Киево-Печерской Лавры, ожидая исцеления от недугов, прощения грехов.
Подпишитесь на этот канал: вы ещё и не такое узнаете.