(1889-1953) Советская художница, модельер, скульптор-монументалист. Мать «Рабочего и колхозницы», автор гранёного стакана и советской пивной кружки. Имеет именной кратер на Венере.
Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге, в купеческой семье известного и состоятельного мецената. С 1892 годы жила в Феодосии, где брала первые уроки рисования. В 1904-м после смерти отца переехала к родне в Курск. В 1912-м произошла трагедия, во многом определившая будущее Веры: юная прелестница и любительница балов, катаясь с горы на санках в дядином имении, врезалась в дерево, сучок которого отрезал девушке нос. Французские хирурги сделали 8 пластических операций, но шрамы остались на всю жизнь. А лицо Веры сильно изменилось, став грубоватым, по-мужски широким и волевым, как у советской монументальной скульптуры.
Во Франции Вера прожила два года, посещая частную школу скульптора Филиппо Коларосси и художественную академию Гранд Шомьер. Восстановившись после операций, путешествовала по Италии, изучая живописное и скульптурное наследие Ренессанса. В 1914-м она вернулась в Москву, где стала работать в военном госпитале. Там Вера познакомилась с будущим мужем и своей главной моделью Алексеем Замковым. Карьеру скульптора Мухина начала в 1918-м, когда её монумент просветителю и публицисту Николаю Новикову получил одобрение Наркомпроса в рамках, ни много ни мало, «Ленинского плана монументальной пропаганды». К сожалению, из-за условий хранения, мастерская не отапливалась, глиняный макет будущего памятника растрескался - проект так и остался лишь проектом. Зато метровый бронзовый Яков Свердлов, точнее его поэтизированный образ с факелом и в динамической драпировке, до сих пор хранится в Третьяковской галерее. Кстати, внимательный наблюдатель рассмотрит в этой скульптуре далеко не одну цитату из эпохи Возрождения.
В 1923-м Вера Мухина вместе с русско-французской авангардисткой Александрой Экстер оформила павильон Известий на Всероссийской сельскохозяйственной выставке . В 1925-м в коллаборации с Надеждой Ламановой, бывшей обладательницей звания «Поставщик двора Ея Императорского Величества», взяла гран-при выставки в Париже за коллекцию одежды A’la Russe. Платья из грубого сукна в сочетании с поясами из крашеного гороха, шляпами из рогожи и пуговицами из хлебного мякиша сразили европейскую аудиторию наповал. В 1927-м Мухина создала скульптуру «Крестьянка» о которой сама говорила:
Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в неё
Суровая статичная фигура в поддёрнутой юбке и косынке, с натруженными руками, скрещенными на груди, получила первый приз выставки, посвященной Десятилетию Октября. После её выкупил итальянский музей Триеста, а по окончании Второй Мировой «Крестьянка» стала собственностью музея Ватикана в Риме.
Главная скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» покорила Париж на Всемирной выставке в 1937-м. 24-метровый монумент венчает советский павильон. По задумке автора, солнце освещало композицию фронтально, создавая эффект полета. Динамики добавлял развевающийся шарф, складки одежды и стремительный жест. Идею оценил сам Пикассо. После выставки скульптуру привезли в Москву, фрагменты заняли 28 вагонов. Эталонную советскую пару прописали на ВДНХ, однако водрузили на невысокий постамент, да еще и сориентировали спиной к солнцу. Мухина оскорбилась, заявив, что статуя ползает по земле. На пьедестал, повторяющий форму советского павильона, Рабочего и Колхозницу поставили только в 2009-м.
В 1938-м Вера Мухина начала работу над скульптурами для щусевского Москворецкого моста, но завершила только «Хлеб». «Пламя революции», «Гимн интернационалу», «Море», «Земля» и «Плодородие» будут воссозданы по её эскизам уже после смерти скульптора. В конце 40-х она экспериментировала с материалами, в 1943-м пробовала стекло - дорабатывала легендарный граненый стакан, затем с нуля создала не менее легендарную пивную кружку. Потренировавшись на посуде, 1947-м году Вера Мухина представила стеклянный портрет химика Николая Качалова, занимавшегося работой в области оптического стекла. Спустя 6 лет Вера Мухина умерла от стенокардии. Помимо скульптур, хранящихся в музеях, она оставила наследие из 11 скульптур и монументов в Москве, Нижнем Новгороде, Волгограде и Таджикистане.
Автор: Ксения Золотарёва