Найти в Дзене
Славянский стан

Великие русские изобретатели - Черепановы

Земля Российская обильна не только своими природными ресурсами, своими бескрайними просторами, она также богата талантами нарождающимися на ней! Сколько блистательных полководцев уродилось здесь, сколько великих героев и богатырей свершали свои подвиги на ней, и во славу её, сколько отважных первопроходцев, открывших миру неизвестные, до них, дали народились на Руси!Но помимо всего этого, народ наш являл миру талантливых самородков, которые своими идеями предвосхищали время, к сожалению, зачастую проходя незамеченными для мировой да и отечественной общественности! Таковыми были отец и сын Черепановы - крепостные крестьяне с демидовского Выйского завода что в Нижнем Тагиле.  
В 1774 году, 24 июля в семье крепостного рабочего-углежега Алексея Черепанова родился мальчик, которого нарекли в честь прадеда Ефимом. Из всего многочисленного семейства, мальчик Ефим с детства отличался живостью ума и смекалкой, а также интересом к слесарному делу. Карьера будущего изобретателя началась с любопытного случая. Будучи подростком, ошиваясь возле слесарных мастерских, и выполняя мелкие поручения, однажды он подобрал выброшенный английский замок, который мастера посчитали неисправным и выбросили. Дома Ефим сумел разобрать его и понять его устройство, более того он сумел его отремонтировать. Демидовские приказчики, узнав об этом случае, незамедлительно отправили толкового парнишку на обучение. А спустя всего два года он становится «мастером слесарных дел при платинном смотрителе». На новом поприще Ефим Алексеевич проявляет настолько блестящие успехи, что когда графиня Воронцова построила собственный завод, и обратилась к Демидову с просьбой выделить ей обученного человека, для того чтобы запустить производство, Николай Никитич не раздумывая отправил в помощь ей Черепанова, который хотя и формально не работал плотинным смотрителем, но отлично знал всю подноготную устройства этих сложных машин, которую изучил работая помощником. Вернувшись после успешного запуска завода графини Воронцовой, Черепанов получает очередное повышение и становится «плотинным смотрителем».
В 1803 году у Ефима Алексеевича рождается сын которого назвали Мироном. Мальчик перенял от отца смекалку и ум, быстро обучался грамоте и уже в 12 лет был принят в заводскую контору. В последующем он станет ближайшим сподвижником и правой рукой отца.

Металлургический магнат – Николай Никитич Демидов, хозяин Выйского завода на котором трудились Черепановы, был образованным человеком и много прожил в Европе. Он с тревогой следил за тем, как разворачивалась промышленная революция в Старом Свете. Механизированный труд сильно удешевлял выплавку чугуна, и создавал угрозу для монополии России на рынке черного металла. И потому в 1820 году Николай Никитич организовывает поездку Ефима Черепанова в Англию – самую передовую в промышленном плане страну в то время, с тем, чтобы своим цепким умом, крепостной мастер разгадал и перенял английские технологии. Однако поездка та закончилась скандалом, так как английские газетчики посчитали, что своим экзотическим для британцев видом, гость из России пытается скрыть свою шпионскую деятельность. Вокруг дома, где проживал Ефим Алексеевич собралась разгневанная толпа, и дело чуть было не закончилось трагедией. Но благодаря усилиям полицмейстеров все обошлось. Узнав об инциденте, Николай Демидов в сердцах произнес: «газетчики - уроды», и приказал миссии Черепанова возвращаться на Родину от греха подальше. Все же английский вояж Ефима Алексеевича нельзя назвать неудачным, так как все же кое-что у англичан он успел подсмотреть. Помимо паровых машин, на рудном производстве, объектом его пристального внимания стала железная дорога, соединявшая рудники в британском Лидде. Отмечая её несовершенство, в тоже время русский мастер понимал всю перспективность для производства и вообще для хозяйственной деятельности самой концепции такой паровой машины.
По возвращению домой Ефим Алексеевич становится главным механиком Выйского завода и приступает к внедрению в производство паровых машин собственного изобретения, параллельно работая над машиной тягловой.
В 1825 году Николай Демидов вновь отправляет Ефима Алексеевича за границу, только теперь в Швецию. На сей раз, крепостной мастер отбывает в командировку вместе с сыном, который к тому времени уже проявил себя как талантливый механик и грамотный специалист. А по их возвращению Николай Никитич учреждает «Механическое заведение»(эдакое конструкторское бюро при заводе) руководить которым ставит Ефима Черепанова. Вскоре бюро приносит свои первые плоды - проекты полутора десятка паровых машин для различных производственных нужд, среди которых особняком стоял проект «сухопутного парохода» - первый проект русского паровоза.
Однако данная машина нуждалась в больших доработках, и лишь в 1834 году очередная версия «сухопутного парохода», которую прозвали «пароходный дилижанс» была готова к полноценной эксплуатации. В сентябре 1834 года первый русский паровоз отправился с грузом 3,3 тонны руды в свой первый путь, так заработала первая в истории русская железная дорога. Успешный запуск русского паровоза настолько впечатлил Анатолия Демидова – наследника Николая Никитича, что тот выписал вольную отцу и сыну Черепановым, а также всему механическому бюро выдал большую премию и освободил навечно от рекрутской повинности детей всех кто имел отношение к успешному проекту.
В 1837 году великий князь Александр Николаевич(будущий император Александр Второй) осмотрел паровую машину Черепановых в действии, однако когда строилась дорога Москва – Петербург император закажет паровые машины в Англии, при том что машина Черепановых по большинству характеристик превосходила западные аналоги. Главным недостатком пароходного дилижанса, являлось то, что топливом для него служило дерево, а не уголь. Постепенно вокруг заводской демидовской железной дороги стал исчезать лес, деревья которого шли на топливо паровой машине, и спустя несколько лет успешной эксплуатации заводчик отказался от её использования, так как дерево для неё приходилось везти из далека, экономически машина потеряла свою былую эффективность.
История паровой машины Черепановых наглядно развеивает миф об отсталости России и русских. Полуграмотные крепостные русские крестьяне сумели создать параллельно с англичанами и шведами паровую машину, которая не только не уступала своим западным аналогам. но и в некоторых параметрах превосходила их. Но не смотря на то, что паровоз Черепановых не стал массовым продуктом, все же уральские самородки-механики Ефим и Мирон Черепановы навсегда вписали свои имена в историю достижений России.