Ещё одно из новых выражений современности.
Среди множества формулировок, мне симпатична такая: "Мышление, построенное на восприятии зрительных образов. Игнорирующее текст и связь одного события с другим".
Теперь о происхождении выражения:
Американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер
Впервые сформулировал это определение в своей книге «Третья Волна» .
По преимуществу, данный тип мышления приписывается современным школьникам. В негативной коннотации, указывая на то, что они терпеть не могут читать.
Прочесть книгу в 300 страниц, для нынешней "школоты" равносильно подвигу).
Школьники и студенты крайне плохо усваивают учебный материал, и плюс к этому - быстро его забывают.
Наивно они рассуждают так: Зачем помнить? Если можно в любой момент залезть в Гугл и посмотреть.
Другим отрицательным моментом клипового мышления является утрата людьми сопереживания и эмпатии.
Тут в игру вступают психологи, делая виноватыми СМИ. Теперь уже не только телевидение с радио и прессой, а интернет. Далее они приводят доводы в таком духе: Сложно сострадать огромному потоку негативных новостей, обрушиваемых на людей из интернета и телевизора. Люди, защищая свою психику, интуитивно пропускают всю эту печальную информацию мимо своего внимания и сознания.
Говоря современным, циничным "сетевым языком": Людям становится "Всё параллельно".
Здесь считаю нужным сделать одно, крайне нелирическое отступление. Сегодня в том самом потоке негативной информации виноваты владельцы, создатели и пользователи нейросетей. Которые как раз таки специализируются на "хайповых", или того хуже — трагичных публикациях.
Надо заметить, что сегодня пользователь нейросети может заменить целый коллектив журналистов. Наслушавшись тех самых "кухонных" психологов, они полагают, что более всего людей привлекают новости на уровне "хайпа", и трагедий.
Так вот, "прикручивая" к подобным новостям рекламу, некоторые нехорошие пользователи нейросетей обрушивают на читателей волну негатива.
Зачем? Да те самые пользователи нейросетей пытаются с помощью рекламы, прикрепленной к читаемым новостям — набить свои карманы деньгами.
Такая вот деталь из современного развития технологий. Если интересно, об отрицательных сторонах нейросетей читайте здесь.
При этом, люди с клиповым мышлением зависимы и ведомы рекламой. Которая, обходя сознание и логику, обращается напрямую к эмоциям и образам.
Однако, ряд психологов утверждает, что не всё так плохо).
Есть у клипового мышления и свои положительные стороны.
Во-первых, оно защищает мозг от информационной перегрузки.
Во-вторых, у людей с клиповым мышлением - очень быстрая реакция на быстросменяемые обстоятельства и ситуации.
Ну и в третьих, такой тип мышления способствует многозадачности.
Тут "кухонных" психологов, как говорится "хлебом не корми", но они обязательно приведут исторический пример, ставший уже трюизмом.
О том, как император Юлий Цезарь, мог одновременно: читать, писать, и с кем-то при этом говорить.
Правда та самая многозадачность выглядит сейчас несколько иначе.
И при этом пользы от таких множественных, одновременных действий бывает совсем мало.
Это уже уже получило название, в виде аббревиатуры "ИБД", которая расшифровывается так: "Имитация бурной деятельности",,,))
Вот такая история слова. Надеюсь, вам было интересно и понятно.
Благодарю за внимание.