Найти тему
Звезды Турции

Последняя любовь валиде. Как Кесем-султан погубила Кеманкеша-пашу

Великий визирь Османской империи Кеманкеш Кара Мустафа-паша совершил немало подвигов и за короткий срок прошел путь от раба до самого значимого в государстве человека. Не обратить внимание на такого мужчину было невозможно. Историки свидетельствуют, что отношения между могущественной валиде и Кеманкешем действительно имели место. Да еще какие - наполненные страстью и огнем. Только вот что именно это было - любовь или ненависть? А может и то, и другое.

Странно было бы, если бы Кесем-султан при такой огромной власти оставалась по-женски холодной, а ведь Ахмед покинул мир очень рано. Несмотря на свое непреодолимое желание править, вряд ли она могла так и прожить оставшуюся жизнь, ни разу не полюбив. Да и на нее, скорее всего, обращали внимание.

-2

В самом начале карьеры командир янычар Кеманкеш вместе с султаном Мурадом покорил Багдад, что и сделало его великим визирем. Говорят, что ради амбиций паша запросто избавлялся от врагов, как и Кесем-султан. По этой причине они и оказались фактически на одной планке - два сильных человека, желающих одного и того же. Первое время это заставило их симпатизировать друг другу, пока более слабые соперники один за другим проигрывали. Но вот настало время, когда они оказались друг напротив друга. В простых отношениях женщина покорилась бы мужчине и получился бы отличный союз. Но между ними стояли жестокие запреты - султанши не выходили замуж вторично, до самой смерти они были вынуждены были блюсти верность почившему правителю.

От невозможности такой любви или от страха не выдержать эту борьбу, султанша и визирь перестали понимать друг друга. Сыграла роль и смерть султана Мурада, единственного сына Кесем, которому удавалось усмирять свою активную мать. На трон сел неуравновешенный Ибрагим, управлять которым не то что можно было, а даже стоило. Иначе империя сильно пострадала бы.

Силахтар
Силахтар

Первый конфликт случился у Кесем и Кеманкеша из-за фаворит Мурада Силахтара, которого Кесем хотела женить на дочери покойного падишаха Исмихан-Кая. Силахтар успел понравиться Кесем, ей нужны были верные люди. Но Кеманкеш стал на пути у этого брака. Честный паша не мог позволить скользкому Силахтару, уже и без того награбившему богатство, стать еще сильнее. Он вскрыл нарушения Силахтара перед Ибрагимом и довел дело до казни государственного вора.

Неизвестно, поверила ли в это Кесем-султан, но известно, что она не считала подобные вещи уж очень криминальными. Вполне возможно, она и сама простила бы Силахтара в обмен на преданность и помощь в управлении.

Принципиальность Кеманкеша разозлила султаншу. А может, она просто по-женски обиделась, что мужчина пошел против ее желаний.

-4

Дальнейшие действия визиря только добавили масла в огонь. Если бы тот повинился и раскаялся, возможно, все сложилось бы иначе. Но не таков был паша. Он свирепел все больше, устраняя с дороги глупых и непорядочных соперников. Хорошо выстроенная система Кесем-султан, при которой она всегда могла контролировать ход событий, стала рушиться прямо на глазах. Не сумев добиться понимания от Кеманкеша, султанша собрала вокруг себя других людей, вместе с которыми начала подковерные интриги против визиря.

Смысл обвинений был до абсурда глуп. Против него настраивали янычар, его ругали за не вовремя поданное в гарем продовольствие, и даже обвиняли в колдовстве. Ничего конкретного, в общем. Но надо понимать, кто был при власти - безумного Ибрагима можно было убедить в любой ерунде любой ерундой. Оскорбленный паша каждый раз подавал в отставку, но все же он был важен для государства и султан его не отпускал.

-5

Из ответного отношения к Кесем известно только то, что Кеманкеш не передал Кесем письма, привезенные послом, откомментировав это тем, что валиде - такая же рабыня султана, как и прочие. Чувствуется то ли ревность, то ли зависть. Впрочем, в этом паша был прав.

Кесем не была членом династии, в ее жилах текла такая же невольничья кровь, как и у самого Кеманкеша. Они были равны, но не хотели этого признать.

Кеманкешу не удалось избежать казни. Мать нашла лучший подход к Ибрагиму, чем чужой ему чиновник. Визирь сопротивлялся до конца, но его все-таки задушили в собственном доме. Так Кесем-султан похоронила свою позднюю любовь.