Монмутский университет провел опрос, в результате которого выяснилось, что большинство американцев верят в некое «глубинное государство» («Deep State»), которое формирует и контролирует курс государственной политики. Причем политические взгляды в данном вопросе не сыграли роли – 59% демократов и 59% республиканцев согласились с тем, что неизбираемые чиновники, которых связывают с этим понятием, оказывают слишком большое влияние на Вашингтон. Такой же ответ дали и 62% независимых респондентов.
Стоит отметить, что лишь 37% опрошенных сказали, что знакомы с термином. Однако, когда им дали его определение, 27% сказали, что глубинное государство точно существует, а 47% выбрали менее радикальную позицию – «возможно, существует». Предварительно же участников опроса попросили сказать, согласны ли они с тем, что неизбираемые чиновники обладают слишком большим влиянием на политику страны. 60% ответили «Да».
Что же такое глубинное государство?
Определение термина варьируются, но, в общем, под глубинным государством подразумевается теневое объединение между назначаемыми, а не избираемыми госслужащими, политическими кланами, представителями военного командования, спецслужб, Уолл-Стрит и мегакорпорациями. Считается, что через использование своего политического влияния, контроль над рынком, потоки миллионов и миллионов долларов и лоббирование они де-факто управляют Америкой, игнорируя волю избирателей и руководствуясь исключительно своими интересами.
Особую популярность понятие приобрело во время выборов 2016 года, большей частью среди сторонников Трампа. До этого о глубинном государстве можно было услышать разве что на конспирологических сайтах, от создателей которых государство вечно все скрывает. Характерно, что мейнстримные американские СМИ по-прежнему делают на это особый упор и продолжают при каждом удобном случае махать огромным плакатом с надписью «Это теория заговора!» Вообще, ярлык «теория заговора» медиа автоматически навешивают на все, что не могут конструктивно раскритиковать, переводя тем самым разговор в бессмысленную полемику и одновременно заметая предмет разговора под ковер.
А поговорить есть о чем. Миллиардеры и финансовые воротилы, отправляющие по почте свои «рекомендации» и «инструкции» американским политикам высочайшего ранга – давно установленный факт, которому имеются многочисленные подтверждения. Хорошим примером может послужить переписка Джорджа Сороса и Хилари Клинтон, часть которой всплыла после утечек с серверов Демократической партии, часть – после хакерской атаки на подконтрольные Соросу организации. Например, в 2011 году, когда Клинтон была госсекретарем, Сорос отправил ей несколько «рекомендаций» по наведению порядка в Албании, где тогда происходили протесты и общественные волнения. Помимо этого он рекомендовал ей поиск компромата на политических оппонентов – критиков радикального ислама и консервативных активистов. Во время выборов 2016 года в общей сложности 24 миллиардера приняли участие в спонсировании ее кампании через ее подразделения и комитеты политического действия.
Несмотря на это, злоупотребление термином «глубинное государство» наносит больше вреда чем пользы. Сторонники Трампа продолжают выставлять себя сумасшедшими сторонниками теорий заговоров, чем активно пользуются демократы, а от реально существующей проблемы отводится внимание. Желание сгустить краски и нарисовать пугающий образ теневого правительства играет злую шутку с консерваторами – вместо того, чтобы отказаться от использования дискредитированной концепции, им следует сосредоточиться на отдельных эпизодах – например, речах американских политиков за полмиллиона долларов, «пожертвованиях» от арабских шейхов и принцев и деятельности благотворительных фондов. Пока же шоу продолжается и, благодаря усилиям пиар-команды Трампа, его сторонники день ото дня все сильнее укрепляются в мысли, что во всем виновато зловещее глубинное государство. Он, в свою очередь успешно использует это в информационной, кампании, которую сейчас ведет против ФБР.