Перед наступлением нового, 2012 года делать было нечего и мы отправились в очередной краеведческий заезд.
История золотодобычи на Урале идет со времен его освоения русскими поселенцами. В 1745 году Ерофей Марков нашел первое золото в долине реки Пышмы, после чего началась натуральная золотая лихорадка. Артели промывальщиков, рудники, черные копальщики и охочий до наживы люд стал шариться по лесам. Нашла отражение золотая лихорадка и в фольклоре, в сказах Бажова чуть не в каждом есть герой, мечтающий как бы ему внезапно разбогатеть, найдя золотую жилу или россыпь самородков.
Едем через Березовский - уральский Клондайк
Почти через два века после этого, когда большую часть золота с поверхности собрали, пришло время серьезно механизировать и ускорить процесс. Для этого на Невьянском заводе наладили производство речных драг, которое после революции переехало в Воткинск.
Устройство золотодобывающей драги довольно простое: условная баржа оснащается системой якорей и/или опор, с помощью которых она закрепляется на месте разработок, затем с помощью многоковшового цепного экскаватора производится выемка грунта, который тут же промывается и выгружается по транспортерной ленте в отвалы.
Схема устройства речной драги
Почему я так подробно про эти драги рассказываю? Да потому что в районе деревни Становая близ Екатеринбурга действует один такой земснаряд. Его-то мы и отправились посмотреть в рамках предновогоднего выезда.
Сама река Пышма крайне извилистая, хоть и не особо полноводная, берет начало в пригороде Екатеринбурга. Если посмотреть на карту ее поймы или спутниковый снимок, может создаться ощущение, что перед нами какая-то Уральская Венеция - местность сплошь изрезана прудиками, старицами, затонами, какими-то излучинами и заливами. Берега плотно застроены на большей части русла. Ну натурально - Венеция.
Становая постарше Екатеринбурга будет
А приобрела такой вид пойма как раз из-за работы драги. В 1930 году ее заложили в Воткинске, а к 1933 году части доставили в Пышму, где драга и была собрана. А уже в 1934 году драга №54 начала работу по добыче золота.
Так-то драга не слишком большая: примерно с четырех-этажный дом
Чем приводится в движение и работу драга? Электричеством. С берега тянется кабель 10 кВ
За 70 с лишним лет пойму прошли на три раза. В верховьях и среднем течении ее успели рекультивировать, засыпать грунтом и построить коллективные сады. Ну а за Шиловкой, под Становой остался последний участок, где работает драга. Содержание золота подозреваю что минимально, но, видимо, еще что-то находят - снаряд работает.
Пройденная и частично рекультивированная пойма чуть выше по течению от драги
Мы были малоснежной зимой, нашли драгу со второго раза: сперва заплутали в лабиринте отвалов, а на другой день догадались подъехать с другой стороны. По замерзшему грунту доехали на Фабии практически прямо к трапу, а вот при плюсовой температуре здесь пройдет разве что болотоход.
С первого раза не нашли...
Точнее, как - найти-то нашли, но не поняли как подъехать
Все дело в том, что дражный способ добычи, в данном случае - золота, крайне губителен для экосистемы реки и поймы. Во-первых, все деревья спиливаются, затем русло и пойма натурально переворачиваются вверх дном - за собой драга оставляет унылый пейзаж из обломков деревьев, торчащих из водно-глинистой каши. Сверху - чисто гигантская тарелка со столовской пюрехой, такой, знаете, которую ложкой взбили волнами. Летом это все порастает вялой кустистой порослью, травой и водорослями, а воздух звенит от адских толп комаров и мошкары.
В общем, пышминская драга, зажатая между экологами и садоводами доживает свой век, ворочаясь в болотине, периодически издавая инфернальные скрипы наподобие парового замка. Участок у Становой - последний, после его разработки драгу, вероятнее всего, разберут.