31 марта в Центре зимних видов спорта имени Александра Филипенко зрителей ждёт зрелищный спринт. За ходом гонок можно будет следить и по телевизору. Их в прямом эфире покажет окружная телерадиокомпания «Югра». Сигнал также пойдёт на федеральные каналы «Матч!» и «Матч! Наш спорт».
Биатлон, это конечно, один из самых зрелищных видов спорта. По тому накалу страстей, который бушует и на трибунах и в сердцах самих спортсменов. И всю эту энергетику может передать телевидение. Точнее люди, которые работают за кадром.
У одних из операторов буквально расстрельная позиция. Саша раз и Саша два работают у мишеней. Поэтому бронежилет и каска в обязательном порядке.
Александр Алемасов, телеоператор: «Побудьте здесь когда стреляют в первой мишени, вы сами поймете. Не как на войне конечно, но вот эти звуки выстрелов».
К этим звукам Александр Алемасов привык. 15 лет он снимает большой биатлон. Помнит, как стоял на горе, безо всяких защитных стёкол. Теперь здесь - ларёк, так в шутку операторы называют серое укрытие примерно пять на три метра. Для его напарника Александра Тушенина это первый опыт работы под звуки выстрелов.
Александр Тушенин, телеоператор: «Я знаю, что люди стреляют, я им не нужен. Им нужно попасть в мишень. Рикошеты бывали. Я думаю, что по нам никто специально стрелять не будет».
А стрелять будут они. С этой позиции можно снять замечательные планы. Ведь камеры могут увеличить картинку стократно. Поэтому сам объектив занимает 2/3 корпуса.
Александр Алемасов, телеоператор: «На этой камере мы однажды смотрели на луну. Экстендер включали, есть такая функция у этой камеры в два раза превышать, то есть она превышала больше 180. Мы смотрели на луну на кратеры».
Расстояния между камерами на стадионе многометровые, поэтому из пункта А в пункт Б можно добраться пешком.
Словно игрушкой двумя джойстиками Владимир Дадыко управляет самой высокой камерой. Она закреплена на стреле в 12 метров, но может быть и выше - под 20. Этот агрегат у телевизионщиков называют краном. Он придает динамичность любой картинке.
Владимир Дадыко, телеоператор: «Работа заключается, чтобы провести тягун. Возле тумбы я подхватываю спортсмена почти на уровне лица и провожу весь тягун».
Здесь тоже работают в паре. Оператор на камере, его помощник на стреле. И это требует недюжей силы. Приходится иметь дело с большими весами.
Вячеслав: «Каждая гиря 15 килограмм, а тут их у меня 54 гири, и общий вес получается 2,5 тонны».
Правда, весь этот груз нужен для противовеса, чтобы стрела была послушной.
Одна из камер летает по-настоящему, отрывается от земли на полкилометра. А улететь может и того дальше на семь. Коптер используют для заявочного кадра - он показывает стадион сверху.
Дмитрий Селинский, телеоператор: «Это как обычная радиоуправляемая игрушка. Единственное, надо с осторожностью летать, чтобы не покалечить ни людей, никого, и чтобы не было никаких радиопомех».
Передвижная телестанция - сердце всей трансляции. Именно здесь режиссеры отслеживают работу всех камер. Всего их на стадионе разместили 13, три камеры расположились у мишеней, еще 7 на трассе. Расставлены они так, чтобы максимально долго, как здесь принято говорить, тащить спортсмена. Не пару метров, а целый километр. Длиннофокусная оптика показывает все изгибы трассы. Дирижирует процессом Александр Папын. Кстати, он руководил трансляцией сочинской олимпиады.
Александр Папын, режиссер трансляций Чемпионата России по биатлону: «Нам самое главное показать красоты стадиона, красоты Югры. Потому что любая крупная трансляция - это прежде всего реклама региона, а во вторую часть спортивная составляющая - борьба и так далее».
Дмитрий Губерниев, спортивный комментатор: «С точки зрения картинки - снег идет и обстановка прекрасная. Я думаю, что всё здорово в этом смысле. Ханты-Мансийск намоленное место для проведения соревнований и с точки зрения телевидения».
Главное для режиссера передать весь драматизм гонок. Поэтому самое важное понять какую картинку с какой камеры нужно выдать на экран. Самые сложные в этом плане биатлонные дисциплины - это индивидуальная гонка и спринт.
Ирина Чукомина, режиссёр ОТРК «Югра»: «В один и тот же момент времени происходит четыре или пять событий. Это старт спортсмена, в это время кто-то пришел на стрельбу первую, кто-то идет на финальную, и финиш. Режиссеру приходиться выбирать, что наиболее важно, в этом и заключается сложность».