Не важно, играете вы “Stairway to Heaven”, пока ваши пальцы не закровоточат, или предпочитаете исполнение “Wagon Wheel”, некоторые вещи являются общими для абсолютно всех гитаристов.
Для начала, гитаристы обладают необычной способностью в буквальном смысле синхронизировать свои мозговые волны во время игры. В 2012 году ученые провели исследование, просканировав мозг 12-ти пар гитаристов, играющих один и тот же кусок музыки. В процессе было обнаружено, что нейронные сети гитаристов, играющих вместе, синхронизировались не только в процессе исполнения, но и перед началом игры. Так что, в основном, гитаристы могут читать мысли друг друга даже лучше, чем читать музыку.
Синхронизация происходят в областях мозга, отвечающих за музыкальное восприятие и социальное познание. Из этого становится понятно, почему одни группы играют на инструментах слаженно, а другие - совсем плохо. Ведь наиболее результативными являются те музыкальные коллективы, между которыми царит взаимопонимание и дружба, так называемая “химия”, когда участники могут понять друг друга с полуслова. Это также объясняет тот факт, почему родные братья-гитаристы являются ведущим дуэтом в столь многих известных рок-группах.
Но часть возможности к синхронизации, на самом деле, происходит от другой всеобъемлющей истины о гитаристах: они более интуитивны по сравнению с другими людьми.
Когда ученые подключили нескольких храбрых гитаристов к сканирующей мозг системе, было обнаружено, что во время игры деактивируется область мозга, отвечающая за достижение больших целей. Таким образом мозг переходит от сознательных к бессознательным мыслям. В то же время, когда простые смертные (не музыканты) пытались сыграть соло, сознательная часть их мозга оставалась включенной. Это свидетельствует о том, что настоящие гитаристы могут перейти к более творческому (бессознательному) способу мышления намного легче других.
Из результатов исследования становится ясно, что гитаристы - просто супер духовные, интуитивные люди. Такого рода интуитивное мышление возникает благодаря особенностям процесса обучения. Ведь, в отличие от других музыкантов, которые учатся через ноты, гитаристы, по данным исследователей из Университета Вандербильта, лучше схватывают песню, глядя на кого-то, кто играет ее, а не читая ноты на бумаге.
Но каждый гитарист скажет, что талант выходит далеко за рамки основной химии мозга. В 30-х годах прошлого столетия случился инцидент, подтвердивший этот факт. В результате кровоизлияния известный джазовый гитарист из Филадельфии, Пат Мартино, потерял 70% левой височной доли мозга. Когда он вышел из хирургии, то больше не мог играть. В течение двух лет Мартин учился играть джаз на гитаре с нуля, и вернулся к былому мастерству. Теперь ученые во всем мире используют его случай, как пример удивительной мозговой пластичности. Для гитаристов же его пример представляет собой нечто иное: “Играть на гитаре - это не мастерство. Это способ бытия”.