Найти тему
ногайцы

ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ НОГАЙЦЕВ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ Л.И. ЛАВРОВА

Оглавление

Изучая эпиграфические памятники Северного Кавказа, Л.И. Лавров исследовал и письменные памятники ногайцев (Лавров 1960: 115; 1964: 163; 1966; 1968; 1980). К ранней истории ногайцев принадлежит изящный белокаменный мавзолей Борга-Каш (с. Плиево, Северо-Осетинская Республика, начало XV в.) с прямоугольным основанием и полукруглым куполом. По мнению Л.И. Лаврова, мавзолей Борга-Каш был построен для погребения некоего Бек-Султана, возможно, правителя ногайской знати.

Эпиграфический памятник, принадлежавший ногайцам и датированный 1455/6 г., был обнаружен И.А. Гильденштедтом на склепе, стоявшем в Малой Кабарде на берегу Заманкула. Исследуя памятник Л. И. Лавров выявил, что конструктивные особенности данного мавзолея (наличие двери) делают его похожим не на склепы кабардинцев и балкарцев, осетин, ингушей или чеченцев, а на аналогичные сооружения ногайцев и татар. Л.И. Лавров заманкульскую эпитафию считал ногайской, он также отметил особенность ногайских мавзолеев, имевших «дверь с портиком и низким куполом».

П.И. Кеппен в с. Курском обнаружил надгробный памятник с датой «124...», которую он исправил на 1240. Однако Л.И. Лавров предполагал, что здесь правдоподобнее видеть 1124 г.х. = 9.II.1712 — 27.I.1713 г.

Там же был выявлен и второй эпиграфический памятник, принадлежавший ногайцам, написанный на турецком языке. Комментируя указанные надписи, Л.И. Лавров написал: «Если чтение по незавершенной записи П.И. Кеппена правильно, то пребывание в эти годы едисанцев на Кубани (известное по другим документам) нужно дополнить оговоркой, что в район их кочевий в 1712–1714 гг. входили земли и на восток от Кубани».

Л.И. Лавров зафиксировал небольшой мавзолей, выявленный в 1773 г. И.А. Гильденштедтом в окрестностях городища Джулат. Мавзолей у городища Нижний Джулат, относящийся ко второй четверти XVIII в., принадлежал ногайскому мурзе Мисосту, сыну Кара-Мурзы. Востоковеды в Татартупе (Северная Осетия, с. Эльхотово) в XVII–XVIII вв. находили много эпиграфических памятников. Эвлия Челеби, посетивший Северный Кавказ в 1665 г., сообщил, что на городище Ирак-Дадиан (очевидно, Татартуп) «есть своеобразное кладбище». Здесь на могильных памятниках хорошим почерком на тюркском языке были написаны разные сказания. Л.И. Лавров предполагал, что большую часть татартупских надписей следует отнести к XVIII в. Он отмечал, что сохранившиеся здесь более поздние ногайские надписи были написаны по-турецки.

В Адыгее в селении Большой Кичмай был выявлен мраморный памятник (1169 г.х. = 7.Х.1755 – 25.IX.1756 г.) с надписью: «Умерший, покойный Мубаши ногай. Душе его — Фатиху!». По предположению Л.И. Лаврова, данный памятник на арабском языке является старейшей мусульманской надписью на Черноморском побережье Краснодарского края.

Ногайские эпиграфические памятники XIV (Маджары) — XV вв. (Плиево, Ингушетия), выявленные на Северном Кавказе, опровергают доводы некоторых кавказоведов, пытающихся доказать, что ногайцы появились в этом регионе лишь в XVII в. С принятием ислама ногайцы были вовлечены в мир арабо-мусульманской цивилизации, они наряду с религией приняли и арабскую письменность, и об этом свидетельствуют эпиграфические памятники.

Библиография

Лавров Л.И. Об арабских надписях Кабардино-Балкарии // Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Серия историческая. Нальчик, 1960. Т. XVII.

Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках / Тексты, пер., комм., введение и приложения Л.И. Лаврова. М.: Наука, 1966–1980. Ч. 1–3.

Лавров Л.И. Надписи мавзолея Борга-Каш // Известия Чечено-Ингушского НИИ истории, языка и литературы. Грозный, 1964. Т. V. Вып. 1. История.

А.Х. Курмансеитова