Найти тему
БЕЛ

Металл в стихах

Металлы отверзают недро земное к плодородию; металлы служат нам в ловлении земных и морских животных для пропитания нашего; металлы облегчают купечество удобною к сему монетою… И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может.

М.В. Ломоносов

О металлах написано немало. И прав был великий Ломоносов, утверждая, что «ни едино художество… употребление металлов миновать не может»! Тем более, художественная литература, которую определяют как вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Металлы и их свойства использовались авторами художественных произведений для описания природы, отражения характеров героев, их настроений и поступков. Для того, чтобы провести анализ употребления металлов в творчестве поэтов, например, нужно немалое терпение и знание материала, как поэтического, так и химического. Неудивительно, что термин «стихохимия» (или «поэзохимия») был введен в обиход литературных критиков именно химиком, Владимиром Васильевичем Бакакиным, кандидатом геолого-минералогических наук, ведущим научным сотрудником Института неорганической химии СО РАН. Выдающийся кристаллограф, автор массы научных работ, потратил часть своей насыщенной 79-летней жизни на анализ стихов с точки зрения химических элементов. В данном материале использована только часть исследования В.В.Бакакина, касающаяся металлов.

№29 — МЕДЬ Cu
Медь — один из самых популярных металлов в быту и в технике. Естественно, почти ни один поэт не минует употребления в своих стихах термина медь и его производных (исключение — А.Дельвиг, В.Жуковский, Ф.Тютчев). Обычно в «стихохимической формуле» поэта медь стоит на третьем-четвертом месте (исключение — Р.Рождественский, в формуле которого Cu лидирует). Однако скучновато было бы давать назывательное обилие медной утвари, медных денег, колоколов, трубной (оркестровой) меди и т. п., равно как и «медные» эпитеты в отношении волос, сосен, закатов и пр. Потому остановимся лишь на нескольких нетривиальных примерах.

Что за боль! Только в юности можно стерпеть
Это жженье, в крови растворенную медь…
(Е.Игнатова)

Медных часов ядовитая ересь
Так и старается в душу пролезть.
(Н.Васильева)

Я не слыхала звонов тех,
Что плавали в лазури чистой.
Семь дней звучал то медный смех,
То плач струился серебристый.
(А.Ахматова)

Полночный холод кислорода.
Созвездий медный купорос.
Перед окном зажгла природа
Спирали раскаленных роз.
(Ю.Мориц)

№51 — СУРЬМА Sb
Из многочисленных применений сурьмы и ее соединений в быту (и в поэзии) отражены лишь их красящие свойства. Ведь даже металлическая сурьма, в виде очень тонкого порошка, — основа известной краски «железная чернь». И как тут не начать стихохимию сурьмы с известных строк Б. Пастернака, обращенных к своей поздней и запретной любви:

Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.

К сожалению, поэтессы, видимо, не очень склонны к отражению своих (и сурьмы) косметико-чернящих достоинств, и мы вынуждены ограничиться одним примером — строками русской эмигрантки 20-х годов Е. Бакуниной :
У оконца каюты круглого
Я — жаднее глазка тюрьмы.
Половина жизни обуглена,
А вторая — черней сурьмы.

ПЛАТИНА и РТУТЬ