Здесь найдутся и наброски к "Крику" (вы знали, что знаменитая картина существует в 4-х вариантах?). И, конечно, котики
Эдвард Мунк - большой и плодовитый художник: он прожил 80 лет и оставил огромное художественное наследие - сотни картин и тысячи рисунков. В массовом сознании Мунк - автор одной картины, зато очень знаменитой - "Крика". Но настоящие поклонники его творчества, конечно, знают и другие работы. И хотят знать ещё больше - о том, как рождались мрачные, тревожные и при этом манящие образы Мунка, художника с непростым характером и нестабильной психикой. Музей Мунка в Осло сделал для них настоящий подарок: выложенные в сеть 7600 рисунков, набросков и записок Мунка - это окно не только в его мастерскую, но и в его мысли.
Начнём с "Крика". Эта знаменитая вещь существует в четырёх версиях:
А вот несколько листов с размышлениями Эдварда Мунка об образе кричащего человека, который прославил его:
А вот один из первых набросков будущего "Крика" в виде гифки:
Мунк умер в 1944 году. Согласно воле художника, все произведения, которые были в его распоряжении (а это 28 тысяч работ - 1150 картин, графика и наброски), перешли в собственность муниципалитета Осло. Начать оцифровку и обнародование коллекции решили с рисунков - потому что большинство из них до сих пор были известны только редким специалистам по творчеству норвежского гения.
Сейчас, на первом этапе, оцифровали и выложили в сеть 7644 работы (рисунки и эскизы) Мунка, но только 6800 принадлежат Музею Мунка. Остальные работы - из частных собраний: многие коллекционеры захотели присоединиться к проекту и разрешили включить в онлайн-каталог свои сокровища.
В скетчбуках Мунка - масса живности, от бабочек до борова. Многие рисунки с животными - юношеские работы:
Кстати, сам Мунк был собачником. В выложенной коллекции рисунков есть автопортреты художника с собаками. Некоторыми из таких набросков он просто заканчивал письма:
А теперь наброски с кошками - это уже узнаваемый, зрелый, пугающий Мунк:
Обнажённая женщина и мужская голова - это, вероятно, не просто пикантная сцена, а размышления художника над сюжетом о Саломее, по прихоти которой был обезглавлен Иоанн Креститель (у Мунка есть и другие работы на эту тему - но без котиков). Впрочем, подобным же образом Мунк мог размышлять и о природе отношений мужчины и женщины: сам художник тесной связи с женщинами боялся настолько, что однажды сбежал от своей невесты прямо из поезда во время романтического путешествия.
Мунк часто рифмовал в своих работах женскую любовь с вампиризмом. Вот, например, какой "Автопортрет в женских волосах" он исполнил в 1895-м - в то же время, что и зловещую сцену с котиком:
Еще больше котиков – в Telegram-канале «Арт с котом» и на странице ВКонтакте. Присоединяйтесь – котики будут рады!:)