Найти тему
Культурный рассвет

Кино, как женское искусство

Накануне Международного женского дня хочется вспомнить, что прекрасная половина земного шара на протяжении веков играла активную роль в сфере культуры.

Своё слово она сказала и продолжает говорить в искусстве под названием кинематограф.

Изначально в начале ХХ века кино считалось чисто мужским видом творчества — слишком уж всё завязано на больших деньгах, огромном коллективе, технике и т. д.

Конечно, дамы сразу же появились на экране в виде кинозвёзд (первыми из которых стали такие легенды немой кинематографии, как Мэри Пикфорд или Лилиан Гиш), но всё же не актёр и не актриса принимает ключевые решения в создании фильма.

Мэри Пикфорд
Мэри Пикфорд

Лилиан Гиш
Лилиан Гиш

И хотя женщины также нередко занимали второстепенные технические должности (вроде монтажёров или ассистентов), руководящие, ключевые позиции в кинопроизводстве были для них закрыты.

Разумеется, «Культпросвет» относится к столь явному проявлению дискриминации по половому признаку однозначно негативно.

Впервые заговорили о женщинах-режиссёрах в начале 30-х годов.

И, пожалуй, первой действительно известной дамой-постановщиком стала бывшая актриса Лени Рифеншталь, занимавшаяся своим кинематографическим творчеством... в Третьем Рейхе.

Лени Рифеншталь
Лени Рифеншталь

Она произвела настоящую революцию в мире документалистики, создавая сначала фильмы, восхвалявшие пришедшую к власти нацистскую партию («Победа веры» и «Триумф воли»), а затем и зафиксировав Берлинскую Олимпиаду 1936-го года в эпическом многочасовом фильме «Олимпия» (во многом съёмка спортивных мероприятий до сих пор ориентируется на «Олимпию»).

В Соединённых Штатах заметной фигурой в 40-е годы стала также бывшая актриса Айда Лупино, обратившаяся в качестве режиссёра к совершенно нетипичному для прекрасного пола жанру — к нуару.

Айда Лупино
Айда Лупино

Она сделала такие знаменитые картины, как «Попутчик» и «Оскорбление».

В заметной степени эмансипированный Советский Союз подарил кинематографу несколько женщин-режиссёров, отличившихся легендарными фильмами.

Так Татьяна Лиознова создала шпионскую драму на все времена - «17 мгновений весны» о работе советского разведчика Максима Исаева в военной Германии под личиной Макса Отто фон Штирлица.

Татьяна Лиознова
Татьяна Лиознова

Лариса Шепитько сняла метафизическую драму о войне под названием «Восхождение» - к сожалению,

Лариса Шепитько
Лариса Шепитько

Лариса Ефимовна трагически погибла, не успев реализовать многие из своих замыслов.

Кира Муратова с середины 60-х годов и до наших дней специализируется на сугубо авторских кинолентах вроде «Долгих проводов», «Познавая белый свет» и «Астенического синдрома». Этот список можно продолжать.

Кира Муратова
Кира Муратова

Сегодня мы уже во всём мире можем наблюдать солидное представительство женщин в ведущих кинематографических специальностях. София Коппола, Джейн Кэмпион, Линн Рэмси, Нора Эфрон, Нэнси Майерс, Кэтрин Бигелоу и т. д. Вряд ли сегодня существует какое-либо притеснение.

Более того, автор этих строк, пройдя пятилетнее обучение в кинематографическом вузе, по собственному опыту может ответственно заявить — сегодня студенток в киношколах столько же, сколько студентов (вероятно, что даже больше). И многие из них хотят покорять новые творческие вершины, рассказывать свои истории, развиваться на поприще кинематографа более рьяно, чем их коллеги из представителей сильного пола. Разве это не прекрасно?

Конечно, существует риск, что произойдёт перекос в противоположную сторону, и кино станет превращаться в женскую профессию... Но предсказать в данном случае уже ничего нельзя.

Спасибо за внимание! С Вами был «Культпросвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!