Найти тему
Вехи Истории

Ибрагим-паша: взлет и падение великого визиря

История великого визиря Османской империи Ибрагима, выходца из семьи простого рыбака из греческой Парги, давно стала легендой.

Но в основе ее – судьба реального человека, который доказал всему миру, что сын простого рыбака может управлять целым государством.

Когда Ибрагим был еще ребенком, морские разбойники похитили его у родителей и продали туркам в рабство. В те времена это было обычным делом, но никто тогда и подумать не мог, что рабство подарит Ибрагиму счастливую путевку в жизнь.

По одной из версий Ибрагима купила богатая вдова из Эдирне, у которой не было детей, и она воспитала его как своего сына. Он получил блестящее образование: знал несколько языков (османский, персидский, итальянский, греческий), был очень начитан, играл на музыкальных инструментах.

Когда однажды будущий наследник Османского престола Сулейман находился в Эдирне, произошла его судьбоносная встреча с Ибрагимом. Они были ровесниками, имели общие интересы – обсуждали историю, географию, политику, литературу.

Сулейман, как и все отмеченные властью люди, страдал от одиночества: при том, что его постоянно окружало множество подданных, у него не было близкого друга, который не льстил бы, но высказывал свободно свои мысли, давал разумные советы, поддерживал в трудную минуту.

Словом, в настоящей дружбе нуждаются не только простые смертные, но и великие мира сего.

Когда Сулейман взошел на трон Османской империи, Ибрагим всегда был рядом с ним. Сулейман безгранично доверял своему другу и осыпал его почестями, вызывая злобу и зависть высокопоставленных чиновников.

Назначение Ибрагима великим визирем в обход принятой вековыми традициями очередности увеличило в разы число недругов новоявленного любимчика султана.

Есть легенда, что Ибрагим-паша даже женился на сестре султана, Хатидже. Однако официальные документы не сохранили тому подтверждения. Достоверно по сей день неизвестно, кто на самом деле была жена великого визиря.

Безусловно, Ибрагим получал награды вполне заслуженно: он проявил себя как искусный стратег, обеспечив войскам османов ряд крупных побед, грамотно вел внешнюю политику, добиваясь выгодных для Османской империи соглашений с другими державами. Весомый вклад Ибрагима в блистательный подъем Османского государства нельзя не оценить.

Между тем история Ибрагима имеет и другую, куда более печальную сторону, доказывая, что от величайшего взлета до стремительного падения человека порой отделяет всего лишь шаг.

Получив широкие бразды правления великой империей (он был вторым лицом в государстве после Сулеймана), он не сумел справиться с главным своим испытанием – искушением властью.

Историки приводят многочисленные факты, свидетельствующие о злоупотреблениях Ибрагима, на которые долго закрывал глаза Сулейман: будучи крупной политической фигурой, он обустроил свой дворец в европейском стиле, окружил себя произведениями искусства, которые изображали человеческие фигуры, что считалось недопустимым для мусульман, без особого благоговения принимал в дар священный Коран.

Имея огромную власть в Османской империи, Ибрагим подсознательно всегда чувствовал себя чужаком в ней и старался всячески утвердиться в глазах подданных, но методы он для этого выбрал явно не те. Народ не любил Ибрагима, и он постоянно боялся покушения.

Недаром свой дворец он выстроил так, что тот больше напоминал крепостное сооружение. Власть все больше ослепляла Ибрагима: ему было позволено вести переговоры с послами от имени Сулеймана, и неоднократно он допускал на них непозволительные высказывания о том, что по могуществу в империи он стоит наравне с самим султаном.

Апогеем стало присвоение им титула «султан» во время военного похода против Персидского государства.

Султан дал когда-то клятву Ибрагиму, что никогда не лишит его жизни, пока сам жив. Отчасти поэтому Ибрагим и позволял порой вести себя столь самоуверенно. Сулейман обратился за советом к кадию: как можно не нарушить клятву и при этом лишить человека жизни?

Кадий дал ответ, что не является нарушением клятвы, если человек будет умерщвлен во время сна султана – в это время человек не живет.

Так и произошло: султан призвал Ибрагима на вечернюю трапезу в честь Рамадана, после которой, как только султан уснул, Ибрагима казнили. Великого визиря похоронили на обочине дороги, без какого-либо обозначения и запрещено было упоминать даже имя его.

Так быстро из любимчика султана («макбуль» было его прозвище) он превратился в «мактуль» («казненный»). Великий визирь, поднявшись высоко, захотел подняться еще выше, до самого солнца – и, опалив крылья, упал камнем вниз.

© Ирина Спиваковская, 2018 г.