Найти в Дзене
Памяти Подвига.

Несостоявшийся "Кутузов": генерал Куропаткин Алексей Николаевич. Часть 4.

...Однако в ходе сражения часть русских командиров фактически вышли из подчинения Куропаткина. Вполне может быть, что не все его приказы были объективны, но г. Штакельберг напрямую отказался подчиняться командующему, развивая наступление. Одновременно и Гриппенберг фактически поощрял действия своего камкора, хотя при этом стоит отметить, что русские части несли большие потери.

Куропаткин остановил наступление, снял с должности своего товарища по Ахалтекинской операции Штакельберга. Ну а возмущённый Гриппенберг, уверенный, что у него украли победу, «настучал» государю на Куропаткина, после чего сдал командование «по болезни». Конечно, можно понять его чувства, хотя можно понять и главкома, который потерял руководство сражением. Однако то, что командующий 2-ой армией покинул фронт и отправился докладывать государю о действиях Куропаткина, фактически настраивая императора против него – это уже мне непонятно, как и не было понятно современникам.

Самым крупным сражением за всю войну стала битва под Мукденом, разыгравшаяся на фронте в 100 км, и длившаяся три недели. Силы противников были примерно равны (у русских около 280 тыс., у японцев 270 тыс.), и были разделены каждая на три армии с сохранением резерва. Куропаткин остался верен своей тактике наращивания обороны, что дало положительный результат в сражении, но в тоже время японцы владели инициативой.

Битвой руководил маршал Ояма, который провёл её (и это надо признать) как талантливый шахматист. Он начал с двух мощных атак на восточный фланг (1-я маньчжурская армия генерала Линевича), ведя одновременно с этим массированный артиллерийский обстрел центра. Обе атаки были остановлены ценой переброски сил с западного фланга и вводом в бой резерва. И тогда Ояма нанёс главный удар, уже против 2-ой маньчжурской армии (западный фланг), заставив её попятиться. У селения Салинпу японцев всё же остановили, но те попытались обойти противника, при этом продолжая фронтальные атаки.

Надо отметить, что потери убитыми у японцев в этих боях были вдвое выше чем у русских; сказалась и отменная оборона, выстроенная Куропаткиным, и готовность врага идти до конца и любой ценой добиться победы.

Несмотря на тяжёлые потери, Ояма всё же достиг частичного обхвата западного фланга. Куропаткин в очередной раз начал отвод войск под угрозой выхода японцев в тыл. Вот только если под Ляояном измотанные японцы не смогли организовать адекватного преследования, то под Мукденом маршал Ояма дождался отхода части сил противника и атаковал. И что вы думаете? По восточному флангу, вновь перенеся направления главного удара.

На этот раз японцы добились успеха, русские отступали под обстрелом врага, в полукольце окружения. Началась паника, неразбериха. Если во время сражения русские нанесли противнику больший урон (9 против 16 тыс. убитых, 51 тыс. раненых против 59), то при отступлении в плен попало 21 тыс. русских воинов. Ситуацию более-менее выправил Линевич, чьи части в полном порядке дошли до новой точки сбора – г. Телина (хотя именно после его отхода японцы прорвали фронт), где он отразил все последующие атаки противника. Именно под Телином враг окончательно выдохся.

Это поражение (всё же поражение) Куропаткина стало роковым: его сняли с должности главкома. Однако он сумел сохранить русскую армию и добился главной своей цели: японские силы были обескровлены, а людские и материальные ресурсы империи Ниппон полностью исчерпаны. А русская наоборот, пополнялась свежими частями. Фактически, именно так воевал в 1812 Кутузов: изматывая противника, отступал. Дал генеральное сражение, в котором не было определившегося победителя, и снова отступил. Сдал даже бывшую столицу, но сохранил армию! И накопив силы, выгнал врага из страны.

Куропаткину повезло меньше: в России началась первая русская революция, беспорядки. В таких условиях царь был вынужден пойти на уступки и начать переговоры. Японцы были крайне рады такому положению дел, ведь это была соломинка, протянутая утопающему: никто не сомневался, что последующее за Мукденом русское наступление будет успешным. Но к слову говоря, именно на японские и английские деньги и была организована первая русская революция…

Так что Алексею Николаевичу не удалось реабилитироваться за свои «осторожные» действия. Прежние его успехи забылись, соотечественники презирали его, хотя солдаты, воевавшие под его началом, наоборот любили – Алексей Николаевич не допускал напрасных потерь, был всегда внимателен к быту солдата, к его проблемам. А главное – он лучше прочих понимал новую войну, когда противники вооружены скорострельными винтовками и полевыми орудиями, владеют таким совершенным оружием, как пулемёт. Именно окопы, блиндажи, ряды колючей проволоки, активно используемые русской армией, позволили сократить её потери. А самодовольные французские и германские военные высмеивали талантливого генерала, ну ещё бы: европейская военная доктрина подразумевала, что солдаты должны идти в бой плотными колоннами, возведение же полевых укреплений презиралось. Первыми поняли ошибочность подобных суждений японцы, здорово умывшись кровью в боях с русскими. Черёд прочих наступил через 10 лет, в 1914 году.

…Куропаткин ещё вернётся в русскую армию, ещё повоюет. В 1915 примет корпус, организует первоклассную оборону под Двинском. Затем его поднимут до армии, а затем и до командующего Северным фронтом! Впрочем, эту должность 70-ний старичок, молодость которого прошла под жарким солнцем Средней Азии и в не менее жарких схватках с азиатами и турками, уже не тянул. Он умел обороняться, но не представлял себе масштабного наступления в условиях современной войны. На небосводе воинской славы «зажигались» новые звёзды, такие как Брусилов или Юденич, а герои прошлого растворялись в новом и очень непростом для них времени…