На прошлой неделе Gucci представили осеннюю коллекцию 2018 на подиуме в Милане. Шоу моментально стало одним из самых обсуждаемых событий сезона. И на то были причины. Двое из моделей вышли, держа подмышкой вполне себе реалистичные копии собственных голов. Другая появилась в свете софитов, держа крошечного дракона.
Практически «живой» реквизит был создан римской компанией Makinarium, которая отвечает за визуальные эффекты знаменитой итальянской киностудии Cinecittà.
Интернет общественность взорвалась, одни восхитились, другие, как водится, оскорбились до угроз судом. Мы с вами люди здравые, поэтому попробуем разобраться, откуда берет свое начало этот «жутковатый» шик. Алессандро Микеле, креативный директор Gucci, одержим искусством эпохи Возрождения. В прошлом году Микеле представил коллекцию Resort 2018 в Флоренции, в стенах Палатинской галереи Палаццо Питти (The Palatine Gallery of Palazzo Pitti). А это вторая по значимости галерея Флоренции, после Уффици, хранящая произведения огромной художественной ценности. Модели шагали в окружении полотен Тициана, Перуджино и Рафаэля, в куртках из искусственного меха, парчовых костюмах и украшенных блестками бархатных халатах - типичных «сорочьих» штучках эстетики Gucci.
И это был не первый раз, когда дизайнер заимствовал мотивы эпохи Возрождения. Весенняя коллекция 2018 была вдохновлена Иеронимом Босхом (Hieronymus Bosch) и его шедевром «Сад земных наслаждений» (1500-1510 гг.), переосмысленным испанским художником Игнаси Монреалем (Ignasi Monreal).
Последнее шоу Gucci называлось «Киборг». И не смотря на отсылки к анатомическому театру, связи с эссе Донны Харавей 1984 года («Манифест Киборга: наука, техника и социализм-феминизм в конце XX века»), яркое описанию «пост-человеческого» мира в заявлении для прессы Алессандро Микеле, мы все равно видим отсыл к обезглавливанию Юдифью Олоферна - сюжету, чрезвычайно популярному в эпоху Возрождения. Например: Лукас Кранах Старший, написал аж восемь версий Юдифи; с каждой новой он совершенствовал её одеяния, с каждым разом делая её более соблазнительной.
Вторая большая загадка, очень живо обсуждаемая в Инстаграм - символика малышей-драконов. Тут в голове всплывает еще один образ...Святая Маргарита - еще один популярный сюжет в европейской культурной традиции. Её изображали в сопровождении дракона. В части алтаря Бамбергского собора в Германии, Св. Маргарита держит маленького дракона почти в том же положении, что и модель в шоу Gucci. Хотя дракон в таком положении и выглядит как ребенок, не стоит его так воспринимать. В эпоху Средневековья и Ренессанса более значимые вещи изображали крупными, менее важные, второстепенные - уменьшали в размере.
И в завершении. У некоторых моделей на лбу или руках красовался реалистичный третий глаз. Мы тут же снова думаем о гомеровских Циклопах, великане по имени Полифем, и других античных мифах, так любимых поэзией, скульптурой и живописью эпохи Возрождения.
По официальной же версии «Gucci-Киборг - постчеловек: у него глаза на руках, рога фавнов, драконы в качестве щенков и дублирующие друг-друга головы. Это биологически неопределенное, культурное создание. Последнее существо смешанного вида из возможных. Символ освободительной возможности, благодаря которой, мы можем решить стать тем, кем мы являемся.» Даже в этом описании постчеловеческого мира Гуччи берет реплики из XVI века. Неистовый роман дизайнера с искусством эпохи Возрождения, кажется, совершил полный цикл.