Найти тему
sevprostor

Фантастические советские проекты и изобретения для Арктики

В этом году исполняется 85 лет с момента основания поселка Амдерма - заполярного советского и российского форпоста. В настоящее время в нем проживает около 400 человек.

В конце 1950-х годов планировалось провести его реконструкцию. Так, архитектор К. Н. Агафонов при участии С. П. Одновалова предлагал новый тип застройки Амдермы: сокращение площади в 15 раз при создании надёжной защиты от суровой природы и климата.

Новым домам предлагалось придать круглую форму, а на первых этажах разместить учреждения для обслуживания жителей. Проект выглядел слишком фантастично. К тому же инфраструктура Амдермы уже сложилась.

Иллюстрация из книги "Арктика за гранью фантастики".

А вот так в журнале Техника-Молодежи пытались представить себе, как будет выглядеть вахтовый поселок недалекого будущего...

-2
-3

Кстати, что интересно, подобную форму в самом деле реализовали. Например, есть вот такая современная военная база на острове Земля Александры, архипелага Земля Франца-Иосифа. Выглядит как воплощение этих рисунков.

Арктический Трилистник — военная база Российской Федерации на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Источник фото - Википедия со ссылкой на Mil.ru.
Арктический Трилистник — военная база Российской Федерации на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Источник фото - Википедия со ссылкой на Mil.ru.

А вот еще "Техника-Молодёжи" №7 за 1937 г. Главная тема номера - арктический танк, проходящий ледяные торосы на полном ходу. Он обладает свойствами амфибии, т.е. может переправляться через полыньи и преодолевать трещины. Его автор, проф. Покровский, подчёркивает, что это пока фантазия, но которая может быть реализована.

-5
-6
-7
-8

А вот более жизнеспособный проект, чем предыдущие. Его по крайней мере пытались реализовать:

"Советские мобильные атомные электростанции предназначались прежде всего для работы в отдаленных районах Крайнего Севера, где отсутствуют железные дороги и линии электропередач.

-9

Корни этой истории уходят, разумеется, в эпоху атомной романтики – в середину 1950-х. В 1955 году Ефим Павлович Славский посетил ленинградский Кировский завод. Именно в беседе с директором ЛКЗ И.М. Синевым впервые прозвучало предложение о разработке мобильной атомной электростанции, которая могла бы питать электроэнергией гражданские и военные объекты, расположенные в отдаленных районах Крайнего Севера и Сибири.

Предложение Славского стало руководством к действию, и уже вскоре ЛКЗ в кооперации с Ярославским паровозостроительным заводом подготовил проекты атомного энергопоезда – передвижной АЭС (ПАЭС) небольшой мощности для транспортировки по железной дороге.

Эскизный проект станции появился в 1957 году, а уже два года спустя было произведено специальное оборудование для постройки опытных образцов ТЭС-3 (транспортируемой электростанции).

ТЭС-3 — транспортабельная атомная электростанция, перевозимая на четырёх самоходных гусеничных шасси, созданных на базе тяжёлого танка Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1961 году.

Впоследствии программа была свёрнута. В 80-х годах дальнейшее развитие идея транспортабельных крупноблочных атомных электростанций небольшой мощности получила в виде ТЭС-7 и ТЭС-8.

-10

В 1960 году созданное энергетическое оборудование смонтировали на гусеничном шасси, позаимствованном у последнего советского тяжелого танка Т-10, который производился с середины 1950-х до середины 1960-х годов. Правда, для ПАЭС базу пришлось удлинить, так что энергосамоход (так стали называть вездеходы, перевозящие атомную электростанцию) имел десять катков против семи у танка. Но даже при такой модернизации разместить всю энергоустановку на одной машине было невозможно. ТЭС-3 представляла собой комплекс из четырех энергосамоходов.

-11

Поскольку ТЭС-3 предполагалось эксплуатировать преимущественно в районах Крайнего Севера, оборудование помещалось внутрь утепленных кузовов так называемого вагонного типа. В поперечном сечении они представляли собой шестиугольник неправильной формы, который можно описать как трапецию, поставленную на прямоугольник, что невольно вызывает ассоциацию с гробом.

ПАЭС предназначалась для функционирования только в стационарном режиме, работать «на ходу» она не могла. Чтобы запустить станцию, требовалось расставить энергосамоходы в нужном порядке и соединить их трубопроводами для теплоносителя и рабочего тела, а также электрическими кабелями. И именно на стационарный режим работы была спроектирована биозащита ПАЭС.

В августе 1960 года собранную ПАЭС доставили в Обнинск, на испытательную площадку Физико-энергетического института. Меньше чем через год, 7 июня 1961 года, реактор достиг критичности, а 13 октября состоялся энергетический пуск станции. Испытания продолжались до 1965 года, когда реактор отработал свою первую кампанию.

Однако на этом история советской мобильной АЭС фактически закончилась. Дело в том, что параллельно знаменитый обнинский институт разрабатывал еще один проект в области малой атомной энергетики. Им стала плавучая АЭС «Север» с аналогичным реактором. Как и ТЭС-3, «Север» проектировался преимущественно для нужд энергообеспечения военных объектов. И вот в начале 1967 года Министерство обороны СССР решило отказаться от плавучей атомной станции.

Заодно были остановлены работы и по наземной мобильной энергоустановке: ПАЭС была переведена в стояночный режим".

-12

И еще пара иллюстраций из книги "Арктика за гранью фантастики".

-13
-14
-15