Найти тему
Путь и текст

Гробницы понтийских царей в Турции

По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как известно, написал лирическую поэму с этими персонажами, но надо думать, что сюжет о любви строителя-богатыря Фархада и прекрасной Ширин существовал и до него. Именно Амасья стала местом приложения сил для Фархада совсем не случайно, так как сей герой был славен своими невероятными способностями по преобразованию скальных поверхностей - прорубанию каналов, ходов и т.д.

В Амасье сохранилось множество вырубленных в скалах сооружений, видимо, именно эти творения повлияли на народное эпическое творчество, которое стало приписывать их всех без исключения деятельности легендарного богатыря Фархада.
Наиболее впечатляющие скальные объекты в Амасье - это гробницы понтийских царей, вырубленные над рекой Иридой, ныне Ешильырмак. С них мы начнем знакомство с этим древним городом...

Сама город Амасья появился так давно, что об этом никто ничего не знает. Как всегда здесь можно писать про хеттов, фригийцев, персов, греков - всех, кто когда-либо тут бывал. Также именно здесь, по мнению греческих авторов, проживали легендарные амазонки, собственно, сам топоним Амасья происходит явно от них. Где-то рядом с Амасьей располагалась столица амазонок город Фемискира. Отсюда амазонки совершали свои набеги на города греков и даже почему-то основали несколько из них, например, знаменитый Эфес.

Амасья была родиной известного греческого историка и географа Страбона, но с сожалению, в своих трудах он очень мало описывал свой родной город. В 281 году до н.э Амасья стала столицей Понтийского царства основанного Митридатом I Ктистом. Можно предположить, что бурная строительная деятельность началась здесь именно в правление понтийских царей.

Город имел чрезвычайно укрепленный акрополь на вершине горы Харсена. Она так высока, что я даже не решился туда подняться, в крепость на горе можно попасть только на такси, с северной стороны туда подходит дорога. Несомненно акрополь Амасьи может быть интересен, но нынешняя реставрация крепости меня откровенно отпугнула, к сожалению, выглядят руины там откровенным новоделом. Хотя крепость славится своими многочисленными подземными ходами, цистернами выдолбленными в толще горы. Не забываем, что в здешних местах крушил скалы сам Фархад, поэтому следов его трудовой деятельности должно быть много, но их нужно искать. Амасья чрезвычайно плохо изучена и еще хуже описана в путеводителях, в сущности, о древней истории города почти ничего неизвестно.

Зато на южном склоне горы акрополя сохранились монументальные скальные гробницы царей Понта, хорошо заметные отовсюду. Считается, что всего в долине, где лежит Амасья, сохранилось более 20 скальных гробниц, хотя на склоне горы видны только 5. Эти пять гробниц находятся в укрепленной зоне нижней крепости Амасьи, кроме акрополя на вершине здесь есть еще один на южном отроге горы Харсена. Эта крепость называется Девичьим дворцом (Кызлар сараи).

Происхождение этого названия неизвестно, иногда выдвигаются теории о том, что там мог располагаться гарем турецких султанов. Кстати, Амасья в османское время считалась интеллектуальной столицей империи и здесь обучались шехзаде - будущие наследники престола. Поэтому гаремов в городе и правда было много, но вот только непонятно, зачем их нужно было держать в таком неудобном месте. О существовании в крепости дворца в османское время хорошо известно, сейчас от него сохранились лишь руины нескольких хаммамов - банных комплексов.

Но, нижний акрополь существовал в Амасье еще во времена понтийских царей. Возможно "женское" название крепости происходит от каких-то культовых сооружений древности посвященных богине Кибеле, весьма популярной в Малой Азии.

Сами гробницы царей Понта несомненно продолжают древнюю традицию фасадных монументов в Малой Азии, о которой я писал совсем недавно. Понтийские правители имели родство с ахеменидскими царями - создателями Персидской империи. В связи с этим, логично думать, что погребальные обряды Понта мало отличались от персидских. В сущности, понтийские монументы - это малоазийский вариант знаменитых скальных персидских гробниц из Накш-и Рустам.

Считается,  что две гробницы, которые слева, возвели цари Митридат III и Фарнак I, а  три, что справа, принадлежат Митридату I, Митридату II и Ариобарзану.
Считается, что две гробницы, которые слева, возвели цари Митридат III и Фарнак I, а три, что справа, принадлежат Митридату I, Митридату II и Ариобарзану.
Стены турецкой крепости.
Стены турецкой крепости.
Этот большой бастион сохранил еще античную кладку. Сейчас там, наверху, располагается кафе с очень красивыми видами вокруг.
Этот большой бастион сохранил еще античную кладку. Сейчас там, наверху, располагается кафе с очень красивыми видами вокруг.
Три  наиболее доступные понтийские гробницы. Их фасады частично обвалились,  но все равно объем выполненных работ поражает. Как видно, вырубались не  только сами гробницы, но ровнялась вся плоскость скалы вокруг них.
Три наиболее доступные понтийские гробницы. Их фасады частично обвалились, но все равно объем выполненных работ поражает. Как видно, вырубались не только сами гробницы, но ровнялась вся плоскость скалы вокруг них.
Гробницы царей Понта конструктивно отличаются от всех остальных скальных монументов в Малой Азии (ликийских,  фригийских и т.д.) Они имеют внешние стены, т.е. это отдельно стоящие  сооружения, вырубленные внутри горной породы. В Ликии, например,  вырубали только красивый фасад. Здесь же при желании, можно обойти  погребальную камеру вокруг. Правда, не все мавзолеи были закончены,  многие из них так и не успели полностью отделить от скалы, особенно  сзади.
Гробницы царей Понта конструктивно отличаются от всех остальных скальных монументов в Малой Азии (ликийских, фригийских и т.д.) Они имеют внешние стены, т.е. это отдельно стоящие сооружения, вырубленные внутри горной породы. В Ликии, например, вырубали только красивый фасад. Здесь же при желании, можно обойти погребальную камеру вокруг. Правда, не все мавзолеи были закончены, многие из них так и не успели полностью отделить от скалы, особенно сзади.

Читать далее в моем журнале...