Найти тему
Московские истории

Метро, в котором мы не бывали: «станции призраки» - 2

Есть в подземном мире метрополитена станции, привыкшие жить своей жизнью — без «осторожно, двери закрываются!», толпы, берущей в час пик приступом поезда, да и вообще людей. Такие называют «станциями-призраками»*.

В сегодняшнем выпуске — запланированные, в разной степени построенные, но так и не открытые станции в центре города. Москвичи, пожалуй, и сейчас бы от них не отказались. Хотя к некоторым идеям возвращались через десятилетия, так что шансы еще есть.

Так, из первого участка Горьковско-Замоскворецкой линии — в 1938 году поезда отправились от «Сокола» до «Площади Свердлова» («Театральная») - в целях экономии и ускорения работ были исключены станции «Бега», «Пушкинская площадь» и «Советская». «Пушкинскую» мы все-таки обрели в 1979 году, «Бега» под именем «Беговой» возникли в 1972-м на Таганско-Краснопресненской ветке. «Советская», которая должна была располагаться между «Площадью Свердлова» и «Маяковской», так и осталась призраком. Планировалась она под Советской площадью (Тверская площадь), где-то под памятником Юрию Долгорукому, с выходами на улицу Горького (Тверскую) и в Столешников переулок. На месте недостроенной станции был устроен бункер городского штаба гражданской обороны. Сейчас, по непроверенным сведениям, там — убежища государственных учреждений. В одной из статей Википедии говорится, что туда можно попасть с перегона между Тверской и Театральной, «через две сбойки справа по 2-му пути в сторону «Театральной» перед правой кривой». Видимо, зашифрованное послание предназначено для диггеров.

«Москворе́цкая» тоже должна была находиться на Замоскворецкой линии — между «Площадью Свердлова» и «Климентовским переулком» («Новокузнецкая») - и располагаться в Зарядье, у Москворецкой набережной, но в Генеральный план Москвы 1935 года уже не вошла. О необходимости сооружения метро в этом месте вспомнили в 2006 году, когда собрались сносить гостиницу «Россия» и строить вместо нее развлекательный комплекс. Не помешало бы оно и сейчас, после открытия парка «Зарядье», но запланированная станция «Москворецкая» не успела оставить следов на перегоне, отталкиваться не от чего. А строительство новой на этом перегоне, имеющем слишком большой уклон, невозможно.

-2

Строительство «Кадашёвской», которая должна была расположиться между Болотной площадью и памятником Петру I, тесно связывалось с очередным глобальным проектом Лужкова - толпы туристов теперь непременно должны были заполонить Москву.

На «Красном Октябре», давно пережившем джентрификацию и вполне уже обжитом художниками, должен был возникнуть «Золотой остров». Вместо старых фабричных зданий красного кирпичв - кафе, рестораны, бутики, сувенирные лавки, кинотеатр, гостиница, крышей которой станет мост, и 6 подземных этажей всякого торгово-развлекательного рая для туристов. Под Водоотводным каналом — громадная автостоянка. Все это планировалось возвести к 2010 году — как же тут без метро? «Кадашевская» должна была иметь выхода: в подземный торговый центр под Болотной площадью, на саму Болотную, а также Кадашевскую и Берсеневскую набережные. Но тут случилось непредвиденное: Лужков перестал быть мэром Москвы. Как говорится, планы изменились. «Красный октябрь» пока стоит в своем прежнем обличье, «Кадашевская» была признана бесперспективной и нерентабельной, а полностью построенные к ней тоннели от станции «Третьяковская» используются для оборота поездов Калининской линии.

Фото Алексея Мощенкова и Елены Головань

О других станциях-призраках читайте здесь.

Подписывайтесь на канал, чтоб не пропустить свежие публикации!