Найти в Дзене
РЕКА ВРЕМЕНИ

Последний бой сержанта Горюнова

Этот рассказ мне захотелось назвать по аналогии с фильмом «Последний бой майора Пугачёва». Хорошо снят фильм и за душу берет. Любят у нас показать об ужасающей действительности сталинских времен. О творящейся в те времена несправедливости. Если на Западе уже говорят, что войну с Германией выиграли США, а союзники немного подсобили, то, глядя такие фильмы, наша молодёжь будет считать, что Великую Отечественную войну выиграли уголовники, штрафники, и все остальные, которые были обижены несправедливо Советской властью, но, забыв про все обиды, грудью встали за поруганную Родину.

Да, были у нас и штрафные роты и штрафные батальоны, вот только общая их численность за весь период Великой Отечественной составляла менее 1.5% от общей численности войск. Они направлялись на самые трудные участки, но вооружали их не винтовкой на троих. Их вооружение не уступало обычным стрелковым частям. Кстати, рецидивистов и воров в законе запрещалось отправлять в штрафные подразделения. В Красной Армии не было место таким.

О последнем бое сержанта Горюнова я услышал ещё в начале 80-х. Это был простой русский мужик, сибиряк. Как сейчас говорят, не состоял, не привлекался.

Он был командиром расчёта 120-мм полкового миномёта Грозное оружие, надо прямо заметить. Немцам так понравился этот миномёт, что они его просто скопировали, внеся в конструкцию незначительные изменения, и уже в 1942 году наладили выпуск.

При касании поверхности земли, мина, весом в 16 килограмм, взрывалась практически мгновенно, почти не оставляя после себя воронки, в отличии артиллерийского снаряда, а взрыватель срабатывал даже от удара о ветки деревьев. Растительность в радиусе 5-6 метров выкашивалась как косой, а радиус разлёта снарядов достигал двухсот метров.

Расчёт Горюнова был очень опытным и слаженным. Если необходимо было поставить заградительный огонь, при котором не было необходимости после каждого выстрела выставлять прицел, то они могли подвесить в воздухе до восемнадцати мин.

-2

Это означало, что когда заряжающий опускал в ствол девятнадцатую мину, то первая выпущенная мина только достигала цели. А потом, с промежутком в 3 секунды, начинали рваться остальные. Конечно, тяжело 16-ти килограммовыми минами достичь такой скорострельности и здесь была нужна высокая слаженность расчёта

В том бою миномётный взвод, в котором был сержант Горюнов, поддерживал пехоту, отражающую немецкую контратаку. Миномёты расположились за склоном горы и открыли огонь по наступающим немцам.

Но если пехота на этом участке успешно отражала атаки, то соседи дрогнули и немцы устремились в прорыв. Миномётчики ещё попытались поддержать соседей, развернув миномёты и открыв огонь по прорвавшемуся противнику, но остановить немцев, они уже не могли.

Есть такая особенность у этого миномёта. Ближе чем на 450 метров он стрелять не мог. Так, что «мёртвое пространство» составляло почти полкилометра.

Наше командование, пытаясь заткнуть прорыв, подбрасывало в этот район свежие силы и вскоре немцы были остановлены, а затем и отброшены.

Миномётный взвод почти полностью погиб, а все миномёты были разбиты.

О последних минутах боя миномётного взвода рассказал чудом уцелевший боец. Во время боя он получил тяжёлое ранение и немцы, видимо, посчитав что он мёртвый, не добили его.

Когда миномётчики уже не могли вести огонь по противнику, так как немцы подобрались близко, они взялись за автоматы. Пехотного прикрытия не было, и миномётчики остались с врагом один на один. Но, силы были слишком неравны.

Когда раненый боец очнулся, немцы уже почти вплотную подобрались к нашим позициям. Из миномётчиков в живых оставался только сержант Горюнов. Боец видел, как сержант поднялся на ноги и опустил в ствол своего миномёта две мины подряд, намотал на руку спусковой шнур и спокойно стал ждать приближение немцев.

Из миномёта можно было вести стрельбу, установив боек в жёсткое положение. Тогда мина, скользя по стволу, накалывалась капсюлем о боек, и происходил выстрел, а можно было, произвести выстрел, дёргая за спусковой шнур.

Немцы с опаской приближались, но с миномётной позиции уже никто не стрелял и они, осмелев, подошли ближе.

Немцы увидели, что все миномёты, кроме одного были разбиты. А у уцелевшего, сидел русский солдат и спокойно глядел на своих врагов.

Немцы обступили его и с любопытством смотрели на русского, во взгляде которого не было страха.

-Рус, пуф-пуф, рус сдавайся! Рус, капут!- неслись их возгласы.

Что думал в это время сержант Горюнов, никто не знает. Может, он вспоминал свою семью, жену, детей? Может, думал о своих погибших товарищах?

Он спокойно поднялся с земли, улыбнулся и дёрнул спусковой шнур.

Взрыв двух шестнадцатикилограммовых мин разметал все вокруг себя. Вряд ли кто из немцев, стоящих рядом уцелел.

Это был последний бой ПРОСТОГО РУССКОГО СОЛДАТА, который никогда не привлекался и не состоял!

Именно благодаря таким солдатам и была выиграна самая страшная в истории человечества война!