- Слуховая кратковременная память. Тест Лурия А.Р.
Данная методика направлена на изучение произвольного процесса запоминания. Процесс заучивания показывает общую картину об умении ребенком концентрироваться, выявляет способность к целенаправленной монотонной деятельности, дает представление об устойчивости внимания малыша. Проводить тест следует в тишине. Материал – 10 известных ребенку слов, несвязанных между собой логической цепочкой.
Пример: МОЛОКО, ЖИРАФ, СНЕГ, МЯЧ, ЛОЖКА, ДИВАН, ШУМ, ДОЧЬ, ПТИЦА, КАМЕНЬ.
Инструкция: Предложите сыграть ребенку в игру на запоминание. Предупредите, что запомнить все слова с первого раза сложно даже взрослому, поэтому вы даете ему 5-6 попыток. Ребенок должен повторить все слова, которые запомнил.
Читая стимульный материал, обратите внимание ребенка на то, что он должен повторить слова, которые запомнил с первого раза и слова, которые запомнились ему после второй (третьей и т.д.) попытки.
Дайте ребенку время на отдых. Через час попросите малыша последний раз воспроизвести ряд слов, уже не зачитывая их (отсроченное воспроизведение).
Оценка результатов.
Норма 3-5 воспроизведенных слов после первого прочтения. После пятого шестого прочтения 8-10 слов. Отсроченный результат 7-9 слов.
— Очень высокий показатель развития памяти. 10- 12 слов за пять и менее попыток. 10-12 слов отстроченный результат.
— Высокий показатель развития памяти. Ребенок повторил 9-10 слов за пять или менее попыток. 8-9 слов отстроченный результат.
— Средний показатель развития памяти. Ребенок повторил 6-8 слов за пять и менее попыток. 5-7 слов отстроченный результат.
— Ниже среднего показатель развития памяти. Ребенок повторил 3-5 слов за пять и менее попыток. 3-4 слова отстроченный результат.
— Низкий показатель развития памяти. Ребенок запомнил 0-2 слова за пять попыток. 0-2 слова отстроченный результат. Или неконтактный ребенок 5-6 лет, неспособный организовать себя для прохождения данного тестирования.
- Зрительная память.
Изображения должны быть несложными, например: РОЗА, ЦЫПЛЕНОК, ГРУША, КЛОУН, ТРАКТОР, СОЛНЦЕ, КУКЛА, ПОРТФЕЛЬ, ПОМИДОР, ШАПКА.
Инструкция: Скажите ребенку, что вы будете ему показывать карточки с изображением, а он должен постараться их запомнить. Каждое изображение показывайте малышу на протяжении 5-6 секунд. После попросите назвать изображения, которые он помнит, в произвольном порядке. Следите за тем, чтобы не было повторов или ответов, не присутствующих на изображениях.
Оценка результатов.
Отличный результат – ребенок смог назвать 8-10 предметов, изображенных на карточках.
Менее 5 правильных ответов свидетельствует о низкой степени развития зрительной памяти.
- Долговременная и кратковременная память.
Стимульный материал: 10 карточек с изображением предметов, знакомых вашему малышу.
Пример: КОТЕНОК, РОМАШКА, ОГОНЬ, ВИЛКА, ПИРАМИДКА, МАШИНА, ЧЕСНОК, СВЕТОФОР, ГРИБ, РАДУГА.
Инструкция: Скажите малышу, что он должен запомнить все изображения на карточках, которые находятся перед ним в течение 30 секунд. После попросите назвать предметы, которые он запомнил.
Через 10 минут покажите изображения, которые ребенок не смог запомнить сразу. По истечению часа, попросите ребенка сказать, какие изображения с карточек он помнит, дабы оценить долговременную память.
Оценка результатов.
Кратковременная память: ребенок смог запомнить 6-7 картинок из предложенных десяти, признак отличного результата.
Долговременная память: отличный результат, если ребенок смог вспомнить семь и более изображенных на карточках предметов.
Стимульный материал. 6 карточек с изображением слона, вертолета, телефона, красок, книги, чайника. Карта, разделенная на восемнадцать клеток.
Изображению на карточке соответствует 3 картинки, которые находятся на карте:
— идентичный рисунок;
— рисунок, отличающейся незначительной деталью;
— рисунок, который имеет схожесть своим назначением или силуэтными линиями.
Цветовая палитра одинаковая.
Инструкция: Разложите перед ребенком карту из 18 квадратов. Поочередно показывайте ему карточки с маленьким изображением (в течение 1-3 сек). После попросите малыша найти данные изображения на большой карте.
Отмечайте на листочке количество баллов за каждый ответ ребенка. Баллы начисляются в зависимости от того, на какое изображение указал малыш.
Идентичный рисунок 3 балла.
Рисунок, отличающейся незначительной деталью 2 балла.
Рисунок, который имеет схожесть своим назначением или силуэтными линиями 1 балл
Рисунок иной 0 баллов.
Результаты:
Если в сумме ребенок набрал выше 20 баллов – высокий уровень образной памяти.
Сумма баллов от 16 до 19 свидетельствует о среднем показателе развития образной памяти.
Сумма баллов ниже 15 говорит о том, что у ребенка плохо развита образная память.
Данные тесты проводятся при необходимости оценить способности малыша до и после развивающих видов деятельности, которые предусматривают развитие определенных видов памяти.