В течение трёх тысяч лет тайна производства шёлка была самой охраняемой тайной Древнего Китая. Ведь шёлк значил для него примерно тоже что нефть и газ для современной России. И даже больше, ибо цену на энергоресурсы поддерживает технический прогресс и потребительская основа современной цивилизации, а цену китайского шёлка долгое время определяла тайна его производства.
Так что такого необычного в шёлке? Гусеница тутового шелкопряда вырабатывает прочную, мягкую нить, имеющую треугольное сечение. Благодаря которому она, подобно призме, отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
Кто первым придумал использовать ткаческие способности шелкопрядов известно точно. Настолько, насколько это возможно, говоря о времени, все сведения о котором в большей степени ограничиваются мифами, и в меньшей – археологией. Итак, согласно мифам, изобретательницей шёлка стала жена, точнее одна из жён Жёлтого императора.
Желтый император (2698–2598 г.г. до н.э.) по праву может считаться самым первым императором Китая. Потому что до него не только императоров, даже страны не существовало. Именно с началом его правления началась вся древне-китайская культура. До него был один сплошной неолит.
С точки же зрения археологии самый древний кокон шелкопряда был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. 2200—1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шёлковой ткани – в одной из гробниц южного Китая, времен Борющихся царств (475—221 гг. до н. э.).
Изобретение шёлка
Но вернёмся к изобретательнице шёлка. Её звали Си Линг Чи и она была третьей женой основоположника китайской цивилизации. Кстати, Жёлтый Император был ещё и основателем даосизма, но речь не о нём. А о Си Линг Чи, которой во время интересующего нас события было 14 лет, (замуж тогда выходили весьма рано). И вот юная императрица как-то пила чай в тени тутового дерева, и вдруг, в чашку ей упала куколка шелкопряда.
От воздействия кипятка кокон стал разворачиваться, выпустив тончайшую нить. Си была поражена прочностью и красотой нити (она же преломляет свет). Так что, с небольшой помощью её служанок, вскоре в её распоряжении оказались тысячи коконов тутового шелкопряда. Из которых, по проверенной чаем схеме – с помощью кипятка – получили достаточно шёлковых нитей, чтобы сшить самую первую одежду из шёлка. Разумеется, она предназначалась самому императору.
Более трёх тысяч лет правители Поднебесной хранили секрет изготовления шёлка, причём очень действенным способом – всех, кто был не способен его хранить, просто обезглавливали.
Секретом была не только сырьё для шёлка, но и способ его производства. Оно было чётко разбито на несколько простых циклов. В одном из которых гусениц, готовых превратиться в бабочку убивали горячим паром прямо в коконе (странно, что зелёные не возражают против шёлковой одежды).
Потом промывали коконы кипятком, разматывали их в волокна и плели из них шёлковые нити. В зависимости от того, насколько тонкой или толстой нужна была нить, брали от шести до двадцати пяти шёлковых волокон. В среднем из одного кокона можно было получить до полукилометра шёлковой нити.
Разнообразие видов шёлка обуславливалось не только разной толщиной нити и каким образом и чем его красили, но и тем, к какому роду относились выработавшие шёлк гусеницы и листьями каких деревьев они питались.
Так что к началу новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка: плотный, напоминающий креп, тонкие газовые шелка, шёлк сложного плетения и шёлк с вышитым рисунком. Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали. Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители. Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.
Первая резервная мировая валюта
Долгое время шёлк служил, своего рода резервной мировой валютой. Которую (как и всякую настоящую мировую валюту) могли делать в единственной стране мира – Поднебесной. Но со временем, как и в случаях с другими великими китайскими изобретениями, шпионы украли секрет, и наша цивилизация сделала ещё один шаг по пути прогресса.
Сначала секрет похитил правитель Хотана. Ему яйца тутового шелкопряда, привезла его будущая невеста, китайская принцесса. В результате, Хотан (сейчас это старинный китайский город) стал началом Великого шёлкового пути.
Следующим знаменитым похитителем шёлкового секрета стал в 550 году византийский император Юстиниан I, который подговорил двух персидских монахов привезти ему из Китая яйца шелкопряда. Монахи справились, спрятав их в пустотелой бамбуковой трости.
Но шёлк, кроме удобной, для любой страны с жарким климатом, одежды подарил миру ещё один феномен – тот самый Великий шёлковый путь, благодаря которому в Голландии появились тюльпаны, а в Европе – кофе и первая зависимость от китайской экономики.