Найти тему
В долгий ящик

Иконография сюжета Похищение Ганимеда

Сюжетная линия определена греческим мифом, основанном на древней устной и письменной традиции. Самым ранним источником, зафиксировавшим предание, является «Иллиада»

Ганимед в греческой мифологии сын троянского царя Троса( по другим источникам-Лаомедонта, отца Приама, который царствовал в Трое во время Троянской войны), основателя Трои, и нимфы Каллирон. Из-за своей необычайной красоты Ганимед, когда пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в Орла, и унесенным на Олимп; где ему были подарены любовь, бессмертие и вечная молодость. Там он исполнял обязанности виночерпия вместо богини Гебы, разливая на пирах богам нектар амброзию. За Ганимеда Зевс подарил отцу великолепных коней и золотую виноградную лозу работы Гефеста. Как раз в «Иллиаде» в песне пятой упоминаются (265-266) упоминаются кони, которые дал Тросу Зевс, в качестве выкупа.

В цитировании «Иллиады» дважды повторяется определение «прекрасный», стало быть юноша был действительно неотразим, что на него обратил внимание бог-громовержец.

Миф о Ганимеде содержит ряд напластований:

1. Древнейшее- оборотничество Зевса( более позднее- орел как атрибут Зевса);

2. Мотив восточных мифологий ( любовь к прекрасному юноше), проникшей в Грецию не ранее 6 в. До н.э. ;

3. Позднее мотив метаморфоз Ганимеда (обретя бессмертие)

Основные сюжеты:

•Ганимед кормление орла

•Похищение Ганимеда

•Преследование Ганимеда

•Ганимед как виночерпий богов

Особенности изображения образа Ганимеда в искусстве:

•Античность: вазопись, мозаика, монеты, статуи

•Ренессанс: живопись, фрески, рельефы, статуи

•Барокко, Классицизм: живопись, рельефы, статуи, декоративно-прикладное искусство

Еврипид называет Ганимеда усладой Зевса, но то о чем говорилось в литературе в искусстве видоизменялось. Чувство в аттической вазописи оказалось возможным передать через физическое действие, и метафорой проявления страсти становится сцена преследования: Зевс догоняет убегающего от него юношу. Мальчик держит в руках игрушку( колесо и палочку) и подарок в виде живого петуха. Как виночерпия его регулярно рисовали с кувшином или чашей в руках. Также Ганимеда часто изображали держащим в руках петуха, который в Древней Греции считался символическим подарком от мужчины-любовника. Нередко юноша рисовался играющим в обруч, который служил аллегорией молодости.

Краснофигурная амфора 460–450 н.э.
Метрополитен-музей
Краснофигурная амфора 460–450 н.э. Метрополитен-музей
Зевс и Ганимед Археологический Музей. Краснофигурный килик. 
Художник Пенфесилей.Ок. 470 г. до н. э.Археологический музей Феррара
Зевс и Ганимед Археологический Музей. Краснофигурный килик. Художник Пенфесилей. Ок. 470 г. до н. э. Археологический музей Феррара

Сохранилась скульптурная группа в Олимпии, датированная первой третью 5 в до н.э., архитектурное навершие( акротерий) из раскрашенной терракоты: бородатый Зевс, плащ которого распахнут и полуобнажает грудь, в широком шаге; он обхватил и приподнял от земли юношу, соблазнившегося петухом- подарком влюбленного бога. Здесь показаны атрибуты Зевса- венок и жезл.

Терракотовая скульптура «Зевс и Ганимед».  Ок. 480-470 г. до н.э.Археологический музей Олимпии
Терракотовая скульптура «Зевс и Ганимед». Ок. 480-470 г. до н.э. Археологический музей Олимпии

Также одно из известных изваяний «Ганимед и орел» Леохара является одним из знаковых изображений. Часто Ганимед изображался с фригийским колпаком на голове, плащом-хламидой на плечах, а также пастушьими атрибутами — посохом и собакой.

«Ганимед и орёл». Леохар Римская копия II века греческой статуи IV века до н. э.Апостольский дворец. Ватикан
«Ганимед и орёл». Леохар  Римская копия II века греческой статуи IV века до н. э. Апостольский дворец. Ватикан

Ганимед - один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно был распространен сюжет «Похищение Ганимеда» ( в роли похитителя изображался Зевс, позднее орел). Миф видоизменялся в деталях, соответственно менялось и изображение.

Тема однополой любви и страсти у Гомера звучит не явно, а в памятниках изобразительного искусства гомеровского времени данный сюжет и вовсе не представлен- миф существовал как устное повествование. Платон в «Федре» ссылается на Ганимеда, когда описывает отношение Сократа с учениками.

Позднее в греческом обществе , главным образом в Афинах, периода 6-5 в до н.э. ( эпоха архаики и ранней классики) гомоэротические отношения приобрели статус социальной нормы, а посколько заказчиком произведения искусства, его исполнителем и зрителем был в основном мужской контингент, то фигура мужчины, уговаривающего юношу и сцены любовного ухаживания становятся популярными в изображениях эпизодов повседневной жизни в вазописи.

И в это время поэзия начинает рассказывать о страсти, которой Зевс воспылал к юноше. О ней упоминает греческий поэт Феогнид (Элегии 1345-1350)

В Древнем Риме Зевс был ассимилирован как Юпитер, а Ганимед как Катамитус. Римские мастера создали многочисленные скульптуры Ганимеда, среди которых были и копии с греческих статуй. Он также становится одним из популярных персонажей римских мозаик.

Изображение на погребальном убранстве обретшего бессмертие героя вероятно олицетворяло веру людей в вечную жизнь человеческой души, вознесение её на небо или будущее воскрешение. Обряд посмертного обожествления римских императоров (англ.)русск. включал в себя запуск в небо орла, который по представлениям древних людей должен был унести душу умершего как Юпитер Ганимеда.

Ганимед с орлом. Римская копия с греческого оригинала, мраморный рельеф,Конец I в. до н. э.Эрмитаж
Ганимед с орлом. Римская копия с греческого оригинала, мраморный рельеф, Конец I в. до н. э. Эрмитаж

Такая была традиция к моменту возникновения мраморного рельефа. С тех пор описание страсти к мальчику становится общим местом в античной литературе. Сложнее разобраться с художественной традицией из-за неполноты ряда сохранившихся памятников, который, впрочем дополняется описанием древних авторов. Если проанализировать материал в хронологическом порядке, то мы увидим что главные иконографические схемы в изображении мифа о Ганимеде и Зевсе: эпоха классики избирает сцену преследования Зевсом юного Ганимеда, поздняя классика и элленизм- сцену похищения с орлом. Причем во время эллинистического искусства предпочтительнее был образ Ганимеда- мальчика, а на позднем этапе актуальной оказалась классическая трактовка сюжета, где предстает юноша, сидящий и кормящий орла из чаши. И во время римского искусства императорского времени появляется композиция с стоящим юношей, обнимающим орла.[1]

В Средние века миф был символом греховных отношений поэтому не пользовался популярностью, только в случаях посмертного возрождения. В XII веке в Европе большое распространение получила латинская поэма «Спор между Еленой и Ганимедом», в которой поддерживаемая Природой Елена выступает за любовь женщины и мужчины, а Ганимед с Грамматикой (Наукой) поддерживает любовь между двумя мужчинами.

Ткань-медальон Кормление орла Ганимедом.Египет, X—XI век. Эрмитаж
Ткань-медальон Кормление орла Ганимедом. Египет, X—XI век. Эрмитаж

В эпоху Ренессанса источниками сведений об античности и их восприятия освещены пути проникновения античных тем в изобразительное искусство эпохи. Итальянские гуманисты раннего Возрождения отдавали предпочтение римским авторам. Наибольшей популярностью из числа поэтических произведений пользовались «Эне ида» и «Буколики» Вергилия и «Метаморфозы» Овидия. Начиная с 11 века, художники изображали античные сюжеты в манере, отличной от античных традиций, на что обращал внимание Э. Панофский.

Средневековый "Морализованный Овидий" сделал греко-римскую мифологию аллегориями христианских сюжетов. В частности, легенда о похищение Ганимеда представлялась ими как символический рассказ об апостоле Иоанне Богослове, евангельским атрибутом которого считался орёл. Согласно этим же представлением возносящая человека в небо птица была аллегорией Иисуса Христа.

Ренессансные гуманисты превратили эту тему в аллегорию движения человеческой души к Богу. Особым вниманием пользовались сюжеты и образы, восхваляющие чувства любви и аллегории на темы ее власти. При этом Ганимед как и в Античности продолжал оставаться знаковой фигурой и символом однополой любви. Некоторые исследователи связывают массовость изображений Ганимеда в искусстве Возрождения с характерным для данного периода противостоянием художников и до этого доминировавшей веками христианской морали.

В европейском изобразительном искусстве миф воплощен во многих произведениях, в том числе бронзовый рельеф врат Филарета собора Св. Петра в Риме( панели обрамлены гирляндами из анимационного аканта, с классическими мотивами, профилями императоров и личностей того времени, а также сценами из греческой мифологии, римской, из Метаморфоз из Овидия и из басен Эзопа отражает неоплатоническую символику) , картина Корреджо, рисунок Микеланджело, фреска «Похищение Ганимеда» Бальдассаре Перуцци на вилле Фарнезина.
Похищение Ганимеда Юпитером орлом, несущим его в небеса, в то время как его собака лает внизу композиции Микеланджело. Примечательно, что этот рисунок Микеланджело подарил юноше Томмазо де Кавальери, которого некоторые исследователи считают возлюбленным художника.

Врата Филарета 1455 Ватикан

«Похищение Ганимеда ». Корреджо. 1530 г.. Музей истории искусств в Вене
«Похищение Ганимеда ».  Корреджо. 1530 г.. Музей истории искусств в Вене

Фреска «Похищение Ганимеда» Бальдассаре Перуцци,                        1509-1514 гг. Вилла Фарнезина.
Фреска «Похищение Ганимеда»  Бальдассаре Перуцци, 1509-1514 гг. Вилла Фарнезина.

Также отмечают 2 скульптурные группы Челлини, где юноша доминирует и играет с орлом, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, , две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Каррачи, картины Рубенса и Рембранта. [2]

После Возрождения

В XVII веке с наступлением эпохи барокко художники вновь обратились к мифу о Ганимеде: их привлекала его нарочитая декоративность. При этом они часто изменяли или маскировали смысловое содержание легенды, в том числе из-за её ассоциации с гомосексуальностью, что было небезопасно в связи с угрозой судебного преследования. На одной из самых известных таких картин «Похищение Ганимеда» Рембрандта художник изобразил не юношу, а пытающегося вырваться из лап орла младенца с гримасой ужаса. Его платье в клюве, а мальчик держит гроздь винограда и оглядываясь через плечо.

«Похищение Ганимеда »  Рембрандт, 1635 г. Дрезденская галерея.
«Похищение Ганимеда » Рембрандт, 1635 г. Дрезденская галерея.

.

Ученик Рембранта Николас Мас пишет картину «Похищение Ганимеда» в образе Ганимеда художник запечатлел ребенка в условно парадной одежде, принадлежавшего к амстердамской семье ван Рейтенбек. Считается, что это посмертный портрет, в аллегорической форме обозначающий вознесение на небеса, спасение души умершего ребенка.

«Похищение Ганимеда» Николас Мас, 1634-1693 г. ГМИИ им. Пушкина
«Похищение Ганимеда» Николас Мас, 1634-1693 г. ГМИИ им. Пушкина

В картинах Питера Пауля Рубенса орёл выполняет отстранённую роль «транспортного средства». Полотно «Ганимед получает кубок от Гебы» гораздо скромнее работ из той же серии. При этом в поздней работе Рубенса некоторые критики отмечают скрытый намёк, усматриваемый ими в колчане на уровне бёдер юноши. Они предполагают, что такую вольность художник смог себе позволить поскольку картина рисовалась для закрытой королевской коллекции.

С именем немецкого классического художника Антона Рафаэля Менгса связан крупный скандал о фальсификации произведения искусства. В 1758-1760 году он создал фреску «Юпитер целует Ганимеда», которую при помощи Джованни Казановы (брата известного авантюриста) выдал своему другу известному искусствоведу Винкельману за древнеримский оригинал. Мотивы Менгса не вполне ясны, возможно он хотел подшутить над своим приятелем, зная о его заносчивости и гомосексуальности. Обман удался и изображение было даже внесено в книгу Винкельмана «Истории искусства древности» как одна из «самых ярких фигур, доставшихся нам от искусства античности».

Юпитер целует Ганимеда. Фреска. 1758—1759
Юпитер целует Ганимеда. Фреска. 1758—1759

Атрибутом Ганимеда как виночерпия был кувшин, поэтому он часто ассоциировался с водной стихией. По легенде, жена Зевса не выдержав еще одной интриги своего супруга превратила Ганимеда в созвездие. В связи с этим ряд античных авторов создали миф, согласно которому Зевс перенес юношу на небо в виде созвездия Водолея, с образом которого он соединился в дальнейшем. С другой стороны считалось, что похитивший Ганимеда орёл был превращён в созвездие Орла. Благодаря соседству этих двух скоплений звёзд ещё больше усилилась их ассоциация с этим греческим мифом

[1] Ганимед с орлом Искусство двухфигурной композиции, каталог выставки, Эрмитаж, 2008

[2] Мифы народов мира Энциклопедия издательство «Советская энциклопедия», 1980