Каждый, кто хоть раз был в церкви, слышал, как во время богослужения хор исполняет песнопения. В древней церкви апостольского времени были свои богослужебные гимны, текст которых можно восстановить лишь с некоторой долей вероятности. Плиний мл. в письме имп. Траяну упоминал, что христиане собираются вместе и до рассвета воспевают Христа как Бога (Plin. Jun. Ep. 10. 96).
За два тысячелетия тексты большей частью были утеряны, но кое-что всё же сохранилось -- в корпусе Нового Завета или среди писаний раннехристианских авторов.
Среди апостольских посланий есть несколько фрагментов, которые многие исследователи считают литургическими гимнами. Эти гимны далеко не похожи на традиционные тропари позднего времени и производят впечатление на современных христиан своим поэтическим изяществом и силой религиозного переживания.
Первый гимн
Флп 2. 6-11
Апостол Павел цитирует христианам в Филиппах этот гимн об Иисусе Христе как образец послушания Богу.
Он, по природе Бог,
не держался за равенство с Богом,
но добровольно лишился всего,
приняв природу раба
и человеком родившись.
Он был во всем человеку подобен,
но еще больше себя умалил
и так был послушен, что принял и смерть саму —
смерть на кресте.
За это Бог вознес Его над всеми
и имя даровал превыше всех имен,
чтобы пред именем Иисуса
всякое колено преклонилось —
на небе, на земле и в преисподней —
и всяк язык провозгласил,
что Иисус Христос — Господь,
во славу Бога Отца. [Аминь!]
Второй гимн
Кол 1. 15-20
Апостол говорит христианам в Колоссах о благодарности Богу
Он — видимый образ невидимого Бога,
Первенец, выше всего творения.
Потому что через Него было создано всё —
и небесное, и земное, и видимое, и невидимое:
Престолы, Господства, Начала и Власти.
Все было создано через Него и для Него.
Он был раньше всего,
в Нем всё обрело единство и строй.
Это Он — Глава Тела, то есть Церкви.
Он есть Начало, Первенец,
первым воскрешенный из мертвых,
чтобы первенствовать во всем,
потому что Бог пожелал,
чтобы в Нем обитала полнота Божества.
Он все примирил с Богом через Себя,
через смерть Свою на кресте
мир заключив со всем земным и небесным.
Третий гимн
Евр 1. 1-4
Многократно и многообразно
говоривший некогда с нашими отцами
через пророков,
Бог в эти последние дни
говорил с нами через Сына.
Ему Он отдал в наследие весь мир,
через Него сотворил вселенную.
Сын есть сияние Божьей Славы
и отпечаток самой Его сущности.
Он управляет вселенной
Своим могучим словом.
Совершив очищение грехов,
Он сел одесную Божественного величия в небесах,
став настолько же выше ангелов,
насколько Имя, унаследованное Им,
выше их имен.
Апостольские послания даны в пер. В. Кузнецовой.