- Известно, что многие животные сильно страдают в нашем мире. Не могу понять, почему Господь попускает крайне мучительные страдания животным? Допустим, медведь в лесу попадает в капкан, люди его не находят. Господь ведь может избавить животное от пустыx страданий? Зачем животный мир создан таким агрессивным?
Александр
охрана
Xмельницкий
- Уважаемый Александр, вопрос Ваш подразумевает или написание целого трактата для ответа, или достаточно краткую, но в силу краткости неисчерпывающую формулировку. За века христианской истории написаны многие книги о смысле страдания, в том числе и в тварном мире. Могу Вас отослать, например, к книге митрополита Антония Сурожского «Жизнь, болезнь, смерть», к очень глубокому трактату Клайва Стейплза Льюиса, который так и называется «О страдании», к творениям блаженного Августина, в том числе «О граде Божием», где эта проблема поднимается. Книги эти доступны и в печати, и в Интернете. Что же касается краткого ответа, то мы, несомненно, видим, что Господь таким образом осуществляет вседержительное попечение о сотворенном Им мире, что на сегодня видимое нарушение естественных законов природы, того порядка бытия тварного мира, который сложился вследствие грехопадения Адама, допускается; говоря словами канона Андрея Критского, «там, где хочет Бог, преодолеваются законы природы». Но происходит это фактически всегда, имея в виду молитвенные обращения людей и ту пользу, которая через увиденное людьми чудо может иметь место для их конечного блага, для их спасения в жизни вечной. Не будем забывать о том, что прочие творения, так или иначе, являются служебными по отношению к венцу творения – человеку. Единственным настоящим страданием является страдание от утраты вечной жизни, а не та физическая болезненность, которая может претерпеваться здесь, людьми ли, животными ли, растениями ли. Вы приводите, видимо, долженствующие вызвать эмоциональную реакцию примеры тяжкой гибели животных в капканах или в когтях других животных. Но уверяю Вас, больно и редиске, когда ее поедают зубами, и листику, когда ветки срывают на банный веник, и елочке, которой вовсе не весело зимой оттого, что ее срубают, чтобы поставить и украсить игрушками. Тем не менее мы не должны забывать, что тварный мир создан ради человека, а не человек создан ради тварного мира.
Протоиерей Максим Козлов.
Впервые опубликовано в разделе "Вопросы настоятелю" на сайте "Татьянин день".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Что делать с найденными на улице деньгами?
Я хочу причащаться, но брезгую. Что делать?
Можно ли в записках о здравии писать свое имя?
Сколько икон нужно иметь дома?
Почему в храме женщины носят платок?
Может ли беременная женщина быть крестной?