Найти тему
МУЗЕИ КОЛОМНЫ

5 коломенских брендов

Оглавление

Коломенская деньга

Начеканю деньгу, не таку, а другу

Деньги могут быть не только средством расчета или целью наживы, но и служить напоминанием о важных делах, событиях, людях. Именно к таким типам монет относится «деньга коломенская». Она появилась 600 лет назад. И это свидетельствует о том, что и сам город этот был особым уже в те далекие времена, а «Деньга коломенская» — не только редчайший образец монетного дела начала XV столетия, но и своеобразный символ.

Коломенская деньга со всадником 
Коломенская деньга со всадником 

В начале XV века монеты чеканили во многих княжествах, в основном в стольных городах. К середине XV века укрепилось и новое название для русской денежной единицы. Серебряная монета стала называться «деньга», позже это название стало обозначать монету достоинством 1/200 рубля. А появилось такое название для монет именно в Коломне.

Деньга коломенская: лицевая сторона
Деньга коломенская: лицевая сторона

«Деньга коломенская» — особая. В настоящее время известно только 6 экземпляров монет, три из которых с 1851 года хранятся в Эрмитаже, а три другие были найдены в различных местах, в том числе и в пригороде Коломны, в период с 2009 года по 2011 год. Уникальность монет обусловлена несколькими важными обстоятельствами. В русской монетной чеканке коломенские монеты содержат одно из самых ранних обозначений их номинала — «деньга». В текстовой легенде на них содержится одно из первых топографических указаний в русской нумизматике на место чеканки (город Коломну). Вся легенда монеты, и на лицевой и оборотной стороне, содержит только буквы русского алфавита.

Деньга коломенская: оборот
Деньга коломенская: оборот

«Коломенская деньга» представляет собой крошечную «чешуйку» диаметром чуть меньше 1 см с неровными краями. Лицевая сторона содержит изображение быстро скачущего всадника в круге, в правой руке которого сидит птица (сокол). Левая рука согнута в локте и прижата к груди. Изображение находится в линейном ободке, вокруг которого надпись: сиЕ дЕньги кOлOмьски. На обороте надпись внутри линейного ободка: КНЯЗЬ ВЕЛИКИ ВАСИЛИ ДМИТРЕЙ. Посередине монеты, между двух средних строк — животное, повернутое вправо, одна из передних ног поднята. Датировка: последний период чеканки Василия I (с 1410 г.). Могла быть отчеканена в пятнадцатилетний промежуток с 1410 по 1425 гг. Вес 0,78, материал серебро (Ag). Дата и место находки: 2010, западный пригород Коломны, в составе кошелька. В Музее-Навигаторе хранится точная реплика с этой монеты.

Реплика коломенской деньги в Музее-Навигаторе
Реплика коломенской деньги в Музее-Навигаторе

«Деньга коломенская» — одна из первых памятных монет на Руси, первый примет, когда «презренный металл» стал символом истории и княжества московского, и княжеского рода.

Коломенский горшок

Коломенский горшок гуще кипит

Коломенский горшок в Музее-Навигаторе. Белая глина, XVII век.
Коломенский горшок в Музее-Навигаторе. Белая глина, XVII век.

Историю Коломны — города древнего, пограничного и торгового, подобно истории крупных цивилизаций, можно проследить по развитию технологий изготовления гончарных изделий.

Производить лепную посуду в Коломне начали еще в домонгольский период. Местные поселенцы быстро прошли стадию производства простейших глиняных предметов. Уже в первой половине XIII века в Коломне появляется дорогая поливная посуда с кроющей глазурью, что свидетельствует о проживании здесь людей высокого социального статуса. Присоединение к Московскому княжеству, в начале XIV века, не привело к утрате гончарных традиций Коломны. 

Коломенский горшок в Музее-Навигаторе. Белая глина, XVII век.
Коломенский горшок в Музее-Навигаторе. Белая глина, XVII век.

Изделия изготавливались из местных ожелезненных глин по технологиям низкотемпературного или непродолжительного обжига, способам нанесения декора (линейный и волнистый орнамент «крутая волна»), присущим только коломенским гончарам. С середины XIV века Коломна — «вторая столица» Московского княжества. Отсюда по городам и весям расходятся, ставшие уже знаменитыми, белоглиняные коломенские чашечки, крынки, кумганы, кубышки различных форм и размеров. 

Символ гончарного ремесла Коломны — горшок. Простой, высокий, с конусообразной формой тулова, оригинальным декором, прочный и надежный. 

Коломенский горшок в Музее-Навигаторе. Белая глина, XVII век.
Коломенский горшок в Музее-Навигаторе. Белая глина, XVII век.

Настолько полюбился он всей Руси, что его качества были перенесены на характеристику человека. О тех, кто несгибаем и упорен, поговаривали «крепок, как коломенский горшок». Владимир Иванович Даль включил эту поговорку в свой «Толковый словарь живого великорусского языка», отдавав, тем самым, должное коломенским мастерами и их изделиям.

А И.С. Тургенев в рассказе «Муму» использует её, вкладывая в уста башмачника Капитона:

«Конечно, мне уж теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок, всё же я, однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок».

Коломенская узорная ткань

Не роскоши ради, а практичности благодаря

С XVIII века Коломна, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, становится центром по производству красивых, дорогих и нарядных шелковых тканей. К 1785 году в Коломне насчитывалось 3 шелковых фабрики с 56 станами, где производились ткани-штофы с яркими цветными фонами: красными, зелеными, фиолетовыми. Коломенские мастера создали и собственный неповторимый декор, напоминающий традиционную вышивку. В нем преобладали цветочные орнаменты — гвоздика, тюльпаны, букеты роз, ягодные гроздья — вытканные золотыми и серебряными нитями. Сарафаны, сшитые из них, получили название «штофники». В собрании Музея-Навигатора есть образец такой ткани.

Узорная ткань из собрания Музея-Навигатора
Узорная ткань из собрания Музея-Навигатора

Мастерство коломенцев позволило с конца XVIII века Коломне стать еще и центром парчового производства. Одними из первых коломенцы освоили выпуск шелковых и канаватных платков высшего качества. На всю Россию славились платки и фаты с клеймом «Содержатель Коломенской фабрики. Купец Гурий Левин».

Узорная ткань из собрания Музея-Навигатора
Узорная ткань из собрания Музея-Навигатора

Коломенские купцы и крестьяне Бабаевы, Левины, Савельев, Шепелев, Рыбаковы в первой половине XIX века на своих фабриках производили баркатель, штоф, фай, бурдесуа и атлас, а также китайский, бухарский, миланский шёлк, платки парчовые, парчи золотые, мишурныя кушаки. Продавались изделия и ткани не только в России. Через Рижский порт они экспортировались в Европу (и даже были отмечены на Парижской выставке 1867 года), а также поставлялись на рынки стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

Узорная ткань из собрания Музея-Навигатора
Узорная ткань из собрания Музея-Навигатора

Шелковые платки ручного ткачества, с узорами золотой и серебряной нитью, синелью, бахромой сегодня хранятся в главных сокровищницах России — Эрмитаже, Государственном историческом музее, Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера).

Коломенская пастила

Таковым образом делаются славныя коломенския постилы

Ягоды, фруктовые плоды, мед, патока, орехи — ингредиенты традиционных русских сладостей. Названия, да и рецепты многих лакомств сейчас забыты. Кто знает, что такое леваши или мазюня? А вот пастилу любят, знают и производят в Коломне до сих пор. 

Музей истории со вкусом «Коломенская пастила»
Музей истории со вкусом «Коломенская пастила»

Пастилу с патокой производили на Руси с XVI века. Та пастила была плотной, невоздушной и делалась для сбережения яблочных урожаев. Важным этапом приготовления пастилы была ее просушка в традиционной русской печи. Коломенцы, славившиеся уже в XVII веке как прекрасные садоводы, в начале XVIII века создали и свое лакомство. Именно здесь придумали, как превратить яблоко в облако с помощью сахара и яичных белков. Описание коломенской пастилы было опубликовано в 1796 году Василием Алексеевичем Лёвшиным в «Словаре поваренный, приспешничий, кандиторский и дистиллаторский». Приведенный рецепт лакомства их «квасных яблок...испеченных в накрытом горшке...сбитых с сахаром и белками и высушенных на вольном воздухе в печи» именуется «коломенской постилой», то есть именным лакомством данной территории. 

Коломенская белопенная пастила по рецепту 1852 года
Коломенская белопенная пастила по рецепту 1852 года

Основными сортами для производства пастилы были антоновка и горская зелёнка (местный коломенский сорт). В конце XVIII века лакомство упоминается в описании Коломны:

«…делается самая лучшая из разных плодов сахарная постила, в коем имеют отличное искусство, которой множество отправляется в Москву, Санкт-Петербург и в другие города».

Коломенцы гордились своей пастилой, преподносили ее в качестве даров знаменитым гостям города. Пастилой угощали и Екатерину II, посетившей город в октябре 1775 года. А коломенские «пастильники» Пётр Карпович Чуприков и Иван Иванович Куприянов были среди 15 коломенских предпринимателей встретившихся в феврале 1891 года с новым Московским генерал-губернатором Великим князем Сергеем Александровичем Романовым.

Сорта яблок, годные для выделывания пастилы
Сорта яблок, годные для выделывания пастилы

Коломенская пастила и мастерицы-«пастильницы» нашли упоминание на страницах литературных произведений. В историческом романе Ивана Ивановича Лажечникова «Ледяной дом» можно встретить подробное описание знаменитой коломенской пастильницы: 

«Вот человеческий лик, намалёванный белилами и румянами, с насурменными дугою бровями, под огромным кокошником в виде лопаты, вышитым жемчугом, изумрудами и яхонтами...». 
Коломенская пастильница
Коломенская пастильница

Есть у коломенской пастилы и еще одно отличие: с начала XVIII до начала ХХ века ее производили только традиционным ручным способом. Поэтому она не получила такого распространения, как белевская пастила, зато сохранила свою уникальность и стала шедевром, а не массовым продуктом. Именно как шедевр русской десертной кухни и была коломенская пастила восстановлена в Коломне в 2008 году, потому и стали ее вкусы и сорта коллекцией музея «утраченного вкуса».

Коломенский фарфор

Любителям русского фарфора хорошо знакомы изделия Императорского фарфорового завода с вензелями, и с перекрещенными линиями — первого частного завода Гарднера. А знатоки и коллекционеры знают и значение букв «БиК», нанесенных зеленой подглазурной краской на чашки, блюдца, чайники — клеймо завода братьев Кудиновых.

-15
Клейма завода братьев Кудиновых
Клейма завода братьев Кудиновых

До 1850 года завод действовал под маркой «Братья Кудиновы», что нашло отражение и в клеймах изделий. Затем братья разделились. Семен основал свою фабрику, которая проработала до 1861 года. На изделиях ставил клеймо «СК» готическим шрифтом. Завод Николая в Лысцове перешел по наследству сыну Григорию, фарфор на нем изготовляли до середины 1880-х годов. В 1860-1870-х годах в Коломенском уезде была еще одна фарфоровая фабрика — второго сына Николая Кудинова Вавилы, находилась она в д. Сычево, а на изделиях ставилось клеймо «ВиК».

Скульптура «Цветочница», ок. 1830 г. Музей-Навигатор
Скульптура «Цветочница», ок. 1830 г. Музей-Навигатор
Блюдо и суповая миска, 1840-1860. Завод бр. Кудиновых. Музей-Навигатор
Блюдо и суповая миска, 1840-1860. Завод бр. Кудиновых. Музей-Навигатор

Изделия кудиновской фабрики отличались высоким качеством, часть из них производилась специально для экспорта в Персию. Изделия частных заводов были менее подвержены быстро сменяемой моде в декоре, а их отличительной чертой являлись элементы народного искусства — пышные букеты ярких красок. Излюбленным рисунком кудиновского фарфора были разбросанные синие с золотыми точками изображения птиц или бабочек по белому фону.

Чайная пара завода бр. Кудиновых
Чайная пара завода бр. Кудиновых

Подписывайтесь на Музей-Навигатор, чтобы узнать больше о русской литературной кухне! Или путешествуйте вместе с нами по традиционным производствам и кулинарии.