Найти тему
Роман Посторонний

Полет монгольских космонтавтов

 В космонавты набирали без особого отбора. По способностям конечно, но больше - по желанию. Мы пожелали.
Мы - это несколько алтайских журналистов и примкнувшие к ним участники театральной студии, которые должны были показать вершины русской культуры на том самом мероприятии, куда мы и отправлялись. А может журналисты примкнули к театралам, кто его там разберет. Общим было лишь одно - неизведанный космос монгольских просторов, где проводился первый спортивно-туристический фестиваль "Большой Алтай".
В космонавты набирали без особого отбора. По способностям конечно, но больше - по желанию. Мы пожелали. Мы - это несколько алтайских журналистов и примкнувшие к ним участники театральной студии, которые должны были показать вершины русской культуры на том самом мероприятии, куда мы и отправлялись. А может журналисты примкнули к театралам, кто его там разберет. Общим было лишь одно - неизведанный космос монгольских просторов, где проводился первый спортивно-туристический фестиваль "Большой Алтай".
Кроме монгольского космоса был и еще один - вполне земной космос, а именно - наш старенький корейский автобус именно под таким названием - Космос. Так мы временно стали космонавтами.
Кроме монгольского космоса был и еще один - вполне земной космос, а именно - наш старенький корейский автобус именно под таким названием - Космос. Так мы временно стали космонавтами.
Чуйский тракт прошли быстро - дорога хорошая.
Чуйский тракт прошли быстро - дорога хорошая.
На Семинском перевале в средине июня сугробы.
На Семинском перевале в средине июня сугробы.
Переночевали невдалеке от границе в палатках, которые, как выяснилось, умели ставить не все, но те, кто умел по товарищески выручил обитателей каменных джунглей)) Ночь выдалась холоднющей, к утру палатки покрылись инеем, а недопитый чай в кружках замерз. Задрыгли, конечно, оттаяли к обеду только.
Переночевали невдалеке от границе в палатках, которые, как выяснилось, умели ставить не все, но те, кто умел по товарищески выручил обитателей каменных джунглей)) Ночь выдалась холоднющей, к утру палатки покрылись инеем, а недопитый чай в кружках замерз. Задрыгли, конечно, оттаяли к обеду только.
И вот монгольская граница. Таможня. Паспортный контроль. Все дела.Граница работает с 9 утра до 6 вечера. Воскресение - выходной.  Все по-серьезному.
И вот монгольская граница. Таможня. Паспортный контроль. Все дела.Граница работает с 9 утра до 6 вечера. Воскресение - выходной.  Все по-серьезному.
Первый монгол, который пошел с нами на контакт был сотрудником наверное таможни. Он не плохо говорил по-русски и объяснил нам как заполнять миграционные карточки. Их надо было заполнять либо на английском, либо на монгольском. Большинство из нас выбрало английский вариант, кроме Марины, которая сначала хотела заполнить именно монгольский вариант, наверное из-за графы "пол", которая по-монгольски пишется - "хуйс", но потом все ж отказалась в пользу английского.
Первый монгол, который пошел с нами на контакт был сотрудником наверное таможни. Он не плохо говорил по-русски и объяснил нам как заполнять миграционные карточки. Их надо было заполнять либо на английском, либо на монгольском. Большинство из нас выбрало английский вариант, кроме Марины, которая сначала хотела заполнить именно монгольский вариант, наверное из-за графы "пол", которая по-монгольски пишется - "хуйс", но потом все ж отказалась в пользу английского.
Потом еще наш Космос продезинфецировали за отдельную мзду - в чистенькой Монголии наши микробы не нужны)).
Потом еще наш Космос продезинфецировали за отдельную мзду - в чистенькой Монголии наши микробы не нужны)).

Таможня пропускает медленно, весь переход границы занял около четырех часов.

Ожидание возле антенн, которые греют замерзших космонавтов
Ожидание возле антенн, которые греют замерзших космонавтов
На таможне же мы встретились с участниками знаменитого ралли Пекин-Париж. О их присутствии нас предупредил тот самый первый монгол словами : "Ралли, блядь", наверное не вкладывая в последнее междометие никакого негативного смысла.
На таможне же мы встретились с участниками знаменитого ралли Пекин-Париж. О их присутствии нас предупредил тот самый первый монгол словами : "Ралли, блядь", наверное не вкладывая в последнее междометие никакого негативного смысла.
И вот - Монголия. Первые монгольские постройки- небольшой поселок из десятка развалюх при таможне. Есть отель.
И вот - Монголия. Первые монгольские постройки- небольшой поселок из десятка развалюх при таможне. Есть отель.
А далее - бездорожье, ибо дорог в западной Монголии нет в принципе. Скорость 30-40 км/ч.
А далее - бездорожье, ибо дорог в западной Монголии нет в принципе. Скорость 30-40 км/ч.
Конечно, мы все смотрели фотки в инете и ожидали увидеть зеленые монгольские степи. Действительность немного разошлась с этими представлениями.
Сначала кое-где торчали еще какие-то малюсенькие кустики и островки травки. Потом пропали и они. И даже лишайники. Пустыня. Камень. Пыль. Пуууустыыыня. Уныыыыние. Тоскааа.
Конечно, мы все смотрели фотки в инете и ожидали увидеть зеленые монгольские степи. Действительность немного разошлась с этими представлениями. Сначала кое-где торчали еще какие-то малюсенькие кустики и островки травки. Потом пропали и они. И даже лишайники. Пустыня. Камень. Пыль. Пуууустыыыня. Уныыыыние. Тоскааа.
 И так километров 200, до  монгольского города Баяна Улгия. На самом деле от границы всего 80 км, но нам показалось больше.
Короткая остановка у горной реки. Пить охота.
 И так километров 200, до  монгольского города Баяна Улгия. На самом деле от границы всего 80 км, но нам показалось больше. Короткая остановка у горной реки. Пить охота.
И  вот он - первый населенный пункт.

Баян Улгий - центр одноименного аймака, края по-нашему. Крупный центр. 29000 населения. Где их столько насчитали, я не знаю, даже на завтрашнем праздники была от силы тысяча народу вместе с артистами. Население - этнические казахи в подавляющем большинстве.
В этом месте протекает река Ховд, так что в городе и окрестностях даже есть немного зелени.
Строения в городе убогие. Обветшалые здания советской эпохи и новостройки из пыли. Ну то есть из самодельного кирпича, состоящего из местной пыли и навоза, этот кирпич сформируют тут же, своими силами и обожигают на жарком монгольском солнце.
И  вот он - первый населенный пункт. Баян Улгий - центр одноименного аймака, края по-нашему. Крупный центр. 29000 населения. Где их столько насчитали, я не знаю, даже на завтрашнем праздники была от силы тысяча народу вместе с артистами. Население - этнические казахи в подавляющем большинстве. В этом месте протекает река Ховд, так что в городе и окрестностях даже есть немного зелени. Строения в городе убогие. Обветшалые здания советской эпохи и новостройки из пыли. Ну то есть из самодельного кирпича, состоящего из местной пыли и навоза, этот кирпич сформируют тут же, своими силами и обожигают на жарком монгольском солнце.
Во дворах нет ничего. На плоских крышах этих хибарок сушатся кизяки
Во дворах нет ничего. На плоских крышах этих хибарок сушатся кизяки
На ночлег остановились за городом, на берегу Ховда.
На ночлег остановились за городом, на берегу Ховда.

Место не плохое, но кустов почти нет, крупных камней тоже, следовательно туалетные дела производить затруднительно. За горой было укромное местечко, но там страждущих ждал неприятный сюрприз в виде дохлой коровы, которую я фотографировать не стал. Корову ночью утащили монголы волоком, привязав ее за грузовик.

Из приятного в тот вечер был организованный для нас монгольской стороной концерт, который прошел в местном театре. Сам театр, разумеется, старый, построенный в советские времена и с тех пор не ремонтировавшийся. Но сама программа очень понравилась. Никто не ожидал, что в такой "дыре" могут быть такие талантливые музыканты. У нас  в городе с двадцатью девятью тысячью населения как правило очень очень убогая самодеятельность.
В обед мы открыли фестиваль на главной площади.

Справа - Сухе-Батор, справа - Ленин, не видно за трибуной.
Справа - Сухе-Батор, справа - Ленин, не видно за трибуной.
Открытие было долгим, потому что монгольские начальники любят болтать с высоких трибун еще больше наших. Вообще, уже здесь мы начали понимать как монголы относятся ко времени: два часа ничего не значат, три часа ничего не значат, вообще не важно: сегодня или завтра произойдет то или иное событие)))
Зрители сидят прямо на бордюре.
Открытие было долгим, потому что монгольские начальники любят болтать с высоких трибун еще больше наших. Вообще, уже здесь мы начали понимать как монголы относятся ко времени: два часа ничего не значат, три часа ничего не значат, вообще не важно: сегодня или завтра произойдет то или иное событие))) Зрители сидят прямо на бордюре.
Не могли мы не зайти в монгольский ресторан. Прикольно, конечно. Показали жестом, что хотим помыть руки - принесли на блюдечке несколько влажных салфеток.
В меню разнообразные блюда, порции огромные, все вкусно и дешево. Я на сто рублей объелся, выпал из-за стола.
А вот в меню и знаменитый суп хуйцаа, который очень хотелось отведать Марине, но его к тому моменту уже весь съели. Так Марине не досталось хуйцаа, о чем ей до сих пор вспоминают.
Не могли мы не зайти в монгольский ресторан. Прикольно, конечно. Показали жестом, что хотим помыть руки - принесли на блюдечке несколько влажных салфеток. В меню разнообразные блюда, порции огромные, все вкусно и дешево. Я на сто рублей объелся, выпал из-за стола. А вот в меню и знаменитый суп хуйцаа, который очень хотелось отведать Марине, но его к тому моменту уже весь съели. Так Марине не досталось хуйцаа, о чем ей до сих пор вспоминают.
Вадим дегустирует монгольское пиво. Сказал: хорошее.
Вадим дегустирует монгольское пиво. Сказал: хорошее.
Весь следующий день и часть ночи утомительный переезд к основной поляне фестиваля. Описывать нечего - пыль камень, пустыня. Все очень устали.
Весь следующий день и часть ночи утомительный переезд к основной поляне фестиваля. Описывать нечего - пыль камень, пустыня. Все очень устали.
Приехали около двух часов ночи,  и тут выяснилось, что обещанные кому-то юрты не готовы принять гостей. Для жителей городских джунглей ставить палатку в темноте показалось столь тяжелой задачей, что они решили лучше утопиться в Ховде нежели опять повторять эту сложнейшую и нелепейшую процедуру с начала и до конца. Только кромешная темнота не позволила им найди дорогу до реки, утопления не состоялось; палатки общими усилиями поставили, и все успокоились до утра.
Утро выдалось очень ранним. Я лично проснулся раньше шести, потому что дикое монгольское Солнце прожигало палатку насквозь и уже раскалило не смотря на ранний час воздух в ней до состояния сауны.
Приехали около двух часов ночи,  и тут выяснилось, что обещанные кому-то юрты не готовы принять гостей. Для жителей городских джунглей ставить палатку в темноте показалось столь тяжелой задачей, что они решили лучше утопиться в Ховде нежели опять повторять эту сложнейшую и нелепейшую процедуру с начала и до конца. Только кромешная темнота не позволила им найди дорогу до реки, утопления не состоялось; палатки общими усилиями поставили, и все успокоились до утра. Утро выдалось очень ранним. Я лично проснулся раньше шести, потому что дикое монгольское Солнце прожигало палатку насквозь и уже раскалило не смотря на ранний час воздух в ней до состояния сауны.
Погода вообще стоит отдельной строки. В западной Монголии она может меняться десять раз за час. Вот только Солнце готово было буквально испепелить вас, но откуда-то появились тучи, задул холоднючий ветер, и вот уже без теплой куртки не обойтись. Дождь тоже может полить, но проходит быстро, ураганный ветер стремительно проносит тучи. Ветер же порою, действительно достигал силы ураганного, сносил наши палатки. Монголы наверное немало посмеялись над нашими нелепыми заменителями жилищ, ведь юрты стояли не шелохнувшись при любом ветре.
Погода вообще стоит отдельной строки. В западной Монголии она может меняться десять раз за час. Вот только Солнце готово было буквально испепелить вас, но откуда-то появились тучи, задул холоднючий ветер, и вот уже без теплой куртки не обойтись. Дождь тоже может полить, но проходит быстро, ураганный ветер стремительно проносит тучи. Ветер же порою, действительно достигал силы ураганного, сносил наши палатки. Монголы наверное немало посмеялись над нашими нелепыми заменителями жилищ, ведь юрты стояли не шелохнувшись при любом ветре.

Про программу фестиваля я писать не буду, на то есть журналисты-профи. Мне спорт этот вообще малоинтересен. А вот за монголами я наблюдал.
Монголы очень просты. Простота - это сама сущность монгола. Они пытаются хитрить, иногда это у них получается, но чаще нет, потому что их сущность не позволяет им сильно хитрожопить. Как не позволяет и приобретать ненужного. Да и нет у них лишних средств, что бы покупать нечто ненужное. Я так и не понял: они живут простой жизнью, потому что денег нет или же нет денег, потому что живут по-простому? Да нет, просто почти никак не изменился их образ жизни. Я говорю сейчас о тех монголах, которые занимаются скотоводством. Как и тысячелетия назад, все имущество монгольской семьи помещается в повозке. Можно в течение часа собрать все барахло, дом-юрту и уехать в другое место, там, где скотина еще не съела всю траву.

Скотина - бараны, коровы, иногда яки и верблюды - основа жизнеобеспечения монгола. От здоровья стада зависит и существование монгольской кочевой семьи. Обычный монгол-скотовод, а таких в стране 42% не умеет ничего кроме как пасти свое стадо. Почти вся страна -огромное пастбище, и занимает первое место в мире по количеству скота на душу населения. Разумеется, эта скотоводческая страна формирует и своеобразный менталитет людей, и даже если монгол не скачет на коне, погоняя скотину, а сидит в офисе горно-добывающей конторы, он все равно остается монголом, скотоводом-кочевником, несмотря на европейский костюм. Кстати, многие пастухи предпочитают пасти скотину на мотоциклах, но они все те же пастухи, что и тысячи лет назад.
Я уже писал, что даже городские монголы часто предпочитают жить в юртах.Вот здесь писал:http://rpostoronniy.blogspot.ru/2013/04/9.html
Юрта - такая же неотъемлемая черта монгольского простого быта как шерстяная одежда.

А вот в этой жили мы
Про программу фестиваля я писать не буду, на то есть журналисты-профи. Мне спорт этот вообще малоинтересен. А вот за монголами я наблюдал. Монголы очень просты. Простота - это сама сущность монгола. Они пытаются хитрить, иногда это у них получается, но чаще нет, потому что их сущность не позволяет им сильно хитрожопить. Как не позволяет и приобретать ненужного. Да и нет у них лишних средств, что бы покупать нечто ненужное. Я так и не понял: они живут простой жизнью, потому что денег нет или же нет денег, потому что живут по-простому? Да нет, просто почти никак не изменился их образ жизни. Я говорю сейчас о тех монголах, которые занимаются скотоводством. Как и тысячелетия назад, все имущество монгольской семьи помещается в повозке. Можно в течение часа собрать все барахло, дом-юрту и уехать в другое место, там, где скотина еще не съела всю траву. Скотина - бараны, коровы, иногда яки и верблюды - основа жизнеобеспечения монгола. От здоровья стада зависит и существование монгольской кочевой семьи. Обычный монгол-скотовод, а таких в стране 42% не умеет ничего кроме как пасти свое стадо. Почти вся страна -огромное пастбище, и занимает первое место в мире по количеству скота на душу населения. Разумеется, эта скотоводческая страна формирует и своеобразный менталитет людей, и даже если монгол не скачет на коне, погоняя скотину, а сидит в офисе горно-добывающей конторы, он все равно остается монголом, скотоводом-кочевником, несмотря на европейский костюм. Кстати, многие пастухи предпочитают пасти скотину на мотоциклах, но они все те же пастухи, что и тысячи лет назад. Я уже писал, что даже городские монголы часто предпочитают жить в юртах.Вот здесь писал:http://rpostoronniy.blogspot.ru/2013/04/9.html Юрта - такая же неотъемлемая черта монгольского простого быта как шерстяная одежда. А вот в этой жили мы

Юрта-кафе

Подкрепились бузами, это нечто среднее между мантами и пельменями, фарш - бараний и без лука. И чай с молоком. Дешево, вкусно, натурально.

В администрации города Баян Углий внутри здания, построенного в советские времена, стоит себе обычная юрта, в которой проводят совещания, в том числе и встречи с приезжими иностранными делегациями. И не смотря на то, что некоторые юрты нынче освещаются электричеством от дизель-генераторов или даже солнечных батарей, снаружи висят тарелки спутникового телевидения, юрта остается юртой, как и тысячи лет назад.
Одеваются монголы тоже просто. Скотина дает шерсть, из шерсти изготовляют очень практичную простую одежду, которая годится для для любой деятельности. Для праздников, конечно, иногда надеваются дешевые одежды из китайской синтетики, но это как бальное платье для европейки: показаться в обществе можно, но для повседневной носки не годиться. Так что, если где-то удобнее одеваться в китайский ширпотреб (если есть немного лишних тугриков), то халаты, войлочные сапоги и шапки, разная одежда из шерсти домашнего производства остаются незаменимыми во всех остальных случаях)), как и тысячи лет назад.
Питание всегда было у монголов в чести, нелегкая кочевая жизнь давала понимание первоважности еды для  человека. Толстяки  были в почете, ибо в этом заключалась особая высокая статусность. Сейчас в городских ресторанах Монголии можно вкусно и недорого поесть, в том числе овощи и мучные изделия. Но в основном, в семьях монголы все же отдают предпочтения простому мясу, приготовленному совсем без изысков, молоку и молочным продуктам как и тысячи лет назад.
Юрта-кафе Подкрепились бузами, это нечто среднее между мантами и пельменями, фарш - бараний и без лука. И чай с молоком. Дешево, вкусно, натурально. В администрации города Баян Углий внутри здания, построенного в советские времена, стоит себе обычная юрта, в которой проводят совещания, в том числе и встречи с приезжими иностранными делегациями. И не смотря на то, что некоторые юрты нынче освещаются электричеством от дизель-генераторов или даже солнечных батарей, снаружи висят тарелки спутникового телевидения, юрта остается юртой, как и тысячи лет назад. Одеваются монголы тоже просто. Скотина дает шерсть, из шерсти изготовляют очень практичную простую одежду, которая годится для для любой деятельности. Для праздников, конечно, иногда надеваются дешевые одежды из китайской синтетики, но это как бальное платье для европейки: показаться в обществе можно, но для повседневной носки не годиться. Так что, если где-то удобнее одеваться в китайский ширпотреб (если есть немного лишних тугриков), то халаты, войлочные сапоги и шапки, разная одежда из шерсти домашнего производства остаются незаменимыми во всех остальных случаях)), как и тысячи лет назад. Питание всегда было у монголов в чести, нелегкая кочевая жизнь давала понимание первоважности еды для  человека. Толстяки  были в почете, ибо в этом заключалась особая высокая статусность. Сейчас в городских ресторанах Монголии можно вкусно и недорого поесть, в том числе овощи и мучные изделия. Но в основном, в семьях монголы все же отдают предпочтения простому мясу, приготовленному совсем без изысков, молоку и молочным продуктам как и тысячи лет назад.
Еще раз о культурной программе. Она была очень хороша. Были как  традиционные монгольские и казахские пение, танец и игра на инструментах, так и номера по-сути европейской культуры.  Вот местная "Кабалье" поет песню хоть и на монгольском языке, но музыкально вполне себе европейскую.
Еще раз о культурной программе. Она была очень хороша. Были как  традиционные монгольские и казахские пение, танец и игра на инструментах, так и номера по-сути европейской культуры.  Вот местная "Кабалье" поет песню хоть и на монгольском языке, но музыкально вполне себе европейскую.
Кара-джорга
Кара-джорга
Добровольная монгольская переводчица, которая помогала всем, для меня она отправила смс, когда уехала в город, ибо там, где мы стояли связи никакой не было. Не пожалел тысячу тугриков.
Добровольная монгольская переводчица, которая помогала всем, для меня она отправила смс, когда уехала в город, ибо там, где мы стояли связи никакой не было. Не пожалел тысячу тугриков.
Затащил меня в к себе в палатку местный... фотограф. Там у него генератор, принтер стоит. Фотограф ходил по фестивалю и фотал за деньги. Общались мы с ним на языке  жестов в основном. Из диалога я понял, что Россия - во! (большой палец), а Китай - у (мизинец) и что мы Китаю скоро наваляем. Финалом же диалога было несколько раз повторенное монголом почти без акцента русское слово "водка", на что мне оставалось только развести руками. Еще один такой же персонаж ввалился к нам в юрту, любезно предложенную монгольской стороной (стучаться у монголов не принято). Сначала он развлекал нас игрой на русской гармони, весьма посредственной и рассказами о том, какой он был председатель не знаю чего, но опять же все свелось к финалу, на этот раз это было слово "Пиво". Пришлось опять расстроить дедушку.
Вот тут он где-то в национальном костюме одной из народностей
Затащил меня в к себе в палатку местный... фотограф. Там у него генератор, принтер стоит. Фотограф ходил по фестивалю и фотал за деньги. Общались мы с ним на языке  жестов в основном. Из диалога я понял, что Россия - во! (большой палец), а Китай - у (мизинец) и что мы Китаю скоро наваляем. Финалом же диалога было несколько раз повторенное монголом почти без акцента русское слово "водка", на что мне оставалось только развести руками. Еще один такой же персонаж ввалился к нам в юрту, любезно предложенную монгольской стороной (стучаться у монголов не принято). Сначала он развлекал нас игрой на русской гармони, весьма посредственной и рассказами о том, какой он был председатель не знаю чего, но опять же все свелось к финалу, на этот раз это было слово "Пиво". Пришлось опять расстроить дедушку. Вот тут он где-то в национальном костюме одной из народностей
Все по-простому.
Все по-простому.
Особого дружелюбия монголов к нам мы не заметили, но и агрессивности тоже. Спокойное ровное отношение не без любопытства. Некоторые говорят по-русски и с теплотой вспоминают о годах учебы (работы) в СССР. В проходящих соревнованиях монголы здорово болели и за русских тоже, но только когда две русские команды соревновались между собой. По каким признакам симпатии распределялись, я не знаю, но победителю дружно хлопали все.

Ну и одно из видео
Особого дружелюбия монголов к нам мы не заметили, но и агрессивности тоже. Спокойное ровное отношение не без любопытства. Некоторые говорят по-русски и с теплотой вспоминают о годах учебы (работы) в СССР. В проходящих соревнованиях монголы здорово болели и за русских тоже, но только когда две русские команды соревновались между собой. По каким признакам симпатии распределялись, я не знаю, но победителю дружно хлопали все. Ну и одно из видео