В музее современного искусства «Гараж» открылась экспозиция «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988». Один из кураторов Андрей Мизиано определил ее как «выставку-воспонимание». Вспомнить в музее решили про первые и единственные в России коммерческие торги западного аукционного дома. 7 июля 1988 году Sotheby’s выставил на продажу в московском Совинцентре свыше сотни произведений искусства — русского авангарда и неофициальных советских художников. Мы собрали интересные факты о событии 30-летней давности и изучили ключевые экспонаты выставки.
Что нужно знать о выставке «Ставки на гласность» в «Гараже» и ее главных экспонатах
— Чтобы привлечь интерес западных коллекционеров к торгам, для них были организованы экскурсии в Москву. Их водили в мастерские художников и по русской традиции угощали водкой и икрой. Одному коллекционеру из США предложили обменять фотоаппарат Nikon на картину Игоря Копыстянского, но тот отказался. А через несколько дней на торгах ее за £44 тыс. купил агент Элтона Джона.
— Специально к торгам Sotheby’s заказал отрезы ткани с узорами по рисункам Варвары Степановой, которые были выставлены на аукционе. Из этой ткани были изготовлены шейные платки. Их дарили гостям торгов.
— Общая выручка московских торгов Sotheby’s составила гигантские по советским меркам £2,085 млн. Многие лоты уходили со значительными превышениями эстимейтов. Кстати, участвовать в них могли только западные коллекционеры, так как продажа шла в иностранной валюте — фунтах стерлингов.
— Еще до проведения торгов была принята схема, по которой будет делиться их выручка. Так, 60% от продажи работы полагались художнику, 30% шли Минкульту, а 10% получал в качестве комиссии аукционный дом Sotheby’s. Один из организаторов тех торгов Симон де Пюри вспоминал, что с выплатами художникам возникли проблемы. Деньги они получили лишь за день до отъезда Горбачева с официальным визитом в Англию.
— Одной из самых дорогих работ на торгах 1988 года стала картина Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон». Она же сделала художника знаменитым на Западе. При эстимейте в £14-18 тыс., «Фундаментальный лексикон» купили за £242 тыс. Сам художник, по воспоминаниям очевидцев, тогда пришел в шок и даже разбил упавшие на пол очки. На попытку поднять их, жена Брускина сказала ему: «Не волнуйся, Гриша, ты теперь богатый человек. Я куплю тебе новые».
— Для торгов 1988 года было отобрано семь произведений Александра Родченко, за которые в сумме удалось выручить £586 тыс. Одна из работ — «Клоун. Сцена в цирке» — представлена в «Гараже». Ее один из основоположников конструктивизма и рекламы в СССР написал в 1935 году, вернувшись к живописи и начав вновь писать красками. Тема цирка появилась в предпоследней живописной серии Родченко не случайно. Россия входила в 1930-е годы, и в циркехудожник видел метафору свободы и легкости, всего того, на что накладывала запрет советская реальность.
— «Все о нем», или «Ответы экспериментальной группы», как картина Ильи Кабакова называлась в каталоге аукциона, считают первым произведением советского концептуализма. Художник поделил работу (она представлена на выставке в «Гараже») на 52 равных по размеру блока, в каждом из которых от лица некого советского гражданина дан ответ на тот или иной неуказанный вопрос. Лексика, формулировки и цветовая гамма картины отсылают к советскому коммунальному быту, который уже полвека занимает ум и фантазию Кабакова.
— В 1987 году Сергей Шутов работал художником на съемках ставшего культовым фильма «Асса». И в том же году создал картину «Асса, племяши», представленную на выставке «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988». На ней Шутов изобразил место съемки «Ассы» — Крым, а также своих друзей — Тимура Новикова и Георгия Гурьянова. Наверху полотна, на фоне буйства авангардных форм и красок, видна дата — 1987 — семидесятая годовщина Октябрьской революции.