Найти в Дзене
Artfragment

Авангард из СССР

В музее современного искусства «Гараж» открылась экспозиция «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988». Один из кураторов Андрей Мизиано определил ее как «выставку-воспонимание». Вспомнить в музее решили про первые и единственные в России коммерческие торги западного аукционного дома. 7 июля 1988 году Sotheby’s выставил на продажу в московском Совинцентре свыше сотни произведений искусства — русского авангарда и неофициальных советских художников. Мы собрали интересные факты о событии 30-летней давности и изучили ключевые экспонаты выставки.

Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 Фото: Александр Лаврентьев
© Александр Лаврентьев
Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 Фото: Александр Лаврентьев © Александр Лаврентьев

Что нужно знать о выставке «Ставки на гласность» в «Гараже» и ее главных экспонатах

— Чтобы привлечь интерес западных коллекционеров к торгам, для них были организованы экскурсии в Москву. Их водили в мастерские художников и по русской традиции угощали водкой и икрой. Одному коллекционеру из США предложили обменять фотоаппарат Nikon на картину Игоря Копыстянского, но тот отказался. А через несколько дней на торгах ее за £44 тыс. купил агент Элтона Джона.

Светлана и Игорь Копыстянские и Элтон Джон на выставке Копыстянских в Dany Keller Gallery, Мюнхен. 1989 © Архив Александра Лаврентьева
Светлана и Игорь Копыстянские и Элтон Джон на выставке Копыстянских в Dany Keller Gallery, Мюнхен. 1989 © Архив Александра Лаврентьева

— Специально к торгам Sotheby’s заказал отрезы ткани с узорами по рисункам Варвары Степановой, которые были выставлены на аукционе. Из этой ткани были изготовлены шейные платки. Их дарили гостям торгов.

Светлана Копыстянская. Пейзаж № 4. 1988 Холст, темпера, рукописный текст, 125 × 160 см
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
© Светлана Копыстянская
Светлана Копыстянская. Пейзаж № 4. 1988 Холст, темпера, рукописный текст, 125 × 160 см Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных © Светлана Копыстянская

— Общая выручка московских торгов Sotheby’s составила гигантские по советским меркам £2,085 млн. Многие лоты уходили со значительными превышениями эстимейтов. Кстати, участвовать в них могли только западные коллекционеры, так как продажа шла в иностранной валюте — фунтах стерлингов.

— Еще до проведения торгов была принята схема, по которой будет делиться их выручка. Так, 60% от продажи работы полагались художнику, 30% шли Минкульту, а 10% получал в качестве комиссии аукционный дом Sotheby’s. Один из организаторов тех торгов Симон де Пюри вспоминал, что с выплатами художникам возникли проблемы. Деньги они получили лишь за день до отъезда Горбачева с официальным визитом в Англию.

Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 Фото: Александр Лаврентьев © Александр Лаврентьев
Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 Фото: Александр Лаврентьев © Александр Лаврентьев

— Одной из самых дорогих работ на торгах 1988 года стала картина Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон». Она же сделала художника знаменитым на Западе. При эстимейте в £14-18 тыс., «Фундаментальный лексикон» купили за £242 тыс. Сам художник, по воспоминаниям очевидцев, тогда пришел в шок и даже разбил упавшие на пол очки. На попытку поднять их, жена Брускина сказала ему: «Не волнуйся, Гриша, ты теперь богатый человек. Я куплю тебе новые».

Гриша Брускин рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. Июль 1988 Фото: Сергей Борисов
© Сергей Борисов
Гриша Брускин рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. Июль 1988 Фото: Сергей Борисов © Сергей Борисов

— Для торгов 1988 года было отобрано семь произведений Александра Родченко, за которые в сумме удалось выручить £586 тыс. Одна из работ — «Клоун. Сцена в цирке» — представлена в «Гараже». Ее один из основоположников конструктивизма и рекламы в СССР написал в 1935 году, вернувшись к живописи и начав вновь писать красками. Тема цирка появилась в предпоследней живописной серии Родченко не случайно. Россия входила в 1930-е годы, и в циркехудожник видел метафору свободы и легкости, всего того, на что накладывала запрет советская реальность.

Александр Родченко. Клоун. Сцена в цирке. 1935 Холст, масло. 80,2 × 59,5 см
Собрание Марины и Бориса Молчановых
Александр Родченко. Клоун. Сцена в цирке. 1935 Холст, масло. 80,2 × 59,5 см Собрание Марины и Бориса Молчановых

«Все о нем», или «Ответы экспериментальной группы», как картина Ильи Кабакова называлась в каталоге аукциона, считают первым произведением советского концептуализма. Художник поделил работу (она представлена на выставке в «Гараже») на 52 равных по размеру блока, в каждом из которых от лица некого советского гражданина дан ответ на тот или иной неуказанный вопрос. Лексика, формулировки и цветовая гамма картины отсылают к советскому коммунальному быту, который уже полвека занимает ум и фантазию Кабакова.

Илья Кабаков. Всё о нем. 1971 Оргалит,  масло, эмаль. 147 × 370 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Кабаков. Всё о нем. 1971 Оргалит, масло, эмаль. 147 × 370 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

— В 1987 году Сергей Шутов работал художником на съемках ставшего культовым фильма «Асса». И в том же году создал картину «Асса, племяши», представленную на выставке «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988». На ней Шутов изобразил место съемки «Ассы» — Крым, а также своих друзей — Тимура Новикова и Георгия Гурьянова. Наверху полотна, на фоне буйства авангардных форм и красок, видна дата — 1987 — семидесятая годовщина Октябрьской революции.

Сергей Шутов. Асса, племяши! 1987 Холст, смешанная техника. 200 × 300 см
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», коллекция ГЦСИ
Сергей Шутов. Асса, племяши! 1987 Холст, смешанная техника. 200 × 300 см Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», коллекция ГЦСИ

Сергей Шутов рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. Июль 1988 Фото: Сергей Борисов
© Сергей Борисов
Сергей Шутов рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. Июль 1988 Фото: Сергей Борисов © Сергей Борисов