В моей жизни есть уникальный день, когда я стал частицей чего-то большего, нежели просто индивидуумом. Это было 12 апреля 1961 года, когда в наш класс вбежала учительница: «Ребята! Советский человек в космосе!». Вся огромная страна вышла на улицы в порыве радости. Я стал бозоном счастья, радугой и сверхновой звездой одновременно. Коллективное бессознательное слилось в экстазе с коллективным сознательным, зашкаливая ощущениями силы, гордости и восторга.
Можно ли войти в эту реку дважды? Мудрецы говорят – нельзя, но надежда умирает последней. Наконец я смог посмотреть фильм «Время первых».
Российский исторический фильм о первом выходе в открытый космос. Главные роли сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский. Главный герой, космонавт Алексей Леонов, был консультантом фильма.
18 марта 1965 года. СССР выигрывает технологическую гонку у Соединённых Штатов Америки. Советский космонавт Алексей Леонов первым приветствует землян из открытого космического пространства, и, если верить официальной хронике, благополучно возвращается на «Восход-2». Но на самом деле эти 5 метров до шлюза становятся самой мучительной прогулкой в его жизни, а экстренная посадка в ручном режиме — примером невероятной воли к жизни самого Леонова и его командира Павла Беляева.
Фильм начинал опытный Сергей Бодров-старший, затем над ним работал Юрий Быков, снявший две трети фильма, но был отстранён от проекта продюсерами Тимуром Бекмамбетовым и Евгением Мироновым. После этого работу над фильмом продолжил Дмитрий Киселёв, в титрах присутствует лишь его фамилия. Премьера состоялась 6 апреля 2017 года. Фильм получил положительные отзывы российских кинокритиков, однако в нашем прокате выступил не очень удачно.
Не будем обсуждать чехарду с режиссерами, а обратимся к самой картине. Она во многом уникальна – таких космических кадров просто еще не было в отечественном кино. Впечатляют актерские работы Миронова и Хабенского, но самой заметной стала роль Сергея Королева в исполнении Владимира Ильина. Те, кто помнит триумфальное шествие картины «Укрощение огня», где Королева блестяще сыграл Кирилл Лавров, осознают высоту той творческой планки, которую поднял талант Лаврова. Но Ильин не просто взял эту высоту, но прыгнул по-своему. Его Королев убедителен, ему сопереживаешь, физически ощущая ту огромную ответственность, которая висит над ним.
Игра Ильина, с его сомнениями, мучениями, слабостями и их преодолением – поразительно контрастирует с второстепенными персонажами, вроде жен космонавтов, сотрудников КБ, военных. Все эти жены и дети остались в рамках соцреализма 60-х годов. Весь фон «земной» жизни космонавтов политкорректен и во многом безлик. Особенно провален «сглаженный» образ генсека Леонида Брежнева в исполнении Валерия Гришко. Такое впечатление, что создатели фильма не случайно изъяли Юрия Быкова, известного своими гиперреалистичными драмами с резкой социальной разоблачительностью, получив в результате глянец с запахом нафталина.
С точки зрения искусства сценаристики фильм распадается на три неравнозначных и плохосмешиваемых пласта – до полета, сам полет, и приземление. Это не три классические части драматургии сценария, а нечто вроде винегрета. Первая часть истории с ее бесконечными тренировками, взаимоотношениями космонавтов, их семей и прочее – затянуты, традиционны, малоинтересны. А это львиная доля экранного времени. Вот если бы все это отрезать, отправить в корзину – и начать картину с полета, очень рискованного и ответственного? Как было бы здорово! Ведь, скажем, действие фильма «Гравитация» Альфонсо Куарона, с которым так или иначе соревнуется «Время первых», происходит в открытом космосе – и этот технотриллер держит зрителя в высочайшем напряжении. Пару эпизодов «земной жизни», таких как рисковый полет на истребителе Леонова или травматический прыжок с парашютом Леонова и Беляева, можно было бы дать в ретроспекциях.
В отличие от той же «Гравитации», космическая часть картины интересна не только космосом, но тем, что происходило в это время в центре управления полетом. Напряженность параллельного монтажа еще никто не отменял, и здесь он "служит свою службу". И это не только Королев. Потрясающим моментом фильма есть тот, когда корабль уходит в тень, космонавты скорее всего погибли и Левитан (прекрасная игра Авангарда Леонтьева) записывает на магнитофон некролог…
Интересная часть ручного приземления, поиска космонавтов, замерзающих в заснеженной тайге. Опять же, через призму переживаний Королева и его сотоварищей. Сейчас восприятие этой финальной части, после 2 часов фильма, замылено некой усталостью – чего не случилось бы при хирургической резекции дополетной истории.
Но вернемся к психиатрии, в данном случае социальной. И полет Гагарина, и фильм «Укрощение огня» окрашен был для всех нас романтикой. Да, чистой романтикой, стремлением открыть космос, иные миры, распахнуть границы вселенной. Полет Леонова и Белява, с первым выходом человека в космос, хоть и произошел всего через несколько лет, уже не воспринимался как откровение, ведь ему предшествовали и полеты Германа Титова, Павла Поповича, Валентины Терешковой и других наших героев. Но все же ветер романтики еще развевал стяги нашей радости. Нашего, если хотите, детского, наивного, энтуазистического стремления в Космос. В фильме «Время первых» все это как-то оказалось микшированным. Главным движком истории послужило соперничество СССР и Америки – кто первым выйдет в космос. Этому соревнованию подчинены все эмоции и поступки героев. Да, и это было, но было и другое, о чем я писал выше, и что ушло в песок, как электроразряд высокого стремления к звездам. Разоблачительность социального соперничества мелка и малоинтересна по сравнению с подлинной драмой поединка человека со стихией. Жаль, что авторы фильма не доверились романтике, и не нашли композитора класса Андрея Петрова, которому удалось, как и Александре Пахмутовой, воплотить в музыке гимн наступающей космической эры. Юрий Потеенко талантлив, но его музыка в данном случае тоже «заземлена» бытовой социальностью.
Но все же – фильм ярок и самобытен, и повествует он о героизме. Слабый его прокат в нашей стране опять в какой-то степени заставляет задуматься о причинах этого, в том числе с позиций социальной психиатрии. Почему молодежь не пошла на картину? Неужели Космос приелся, и уже не есть вожделенной мечтой подростков? Неужто мы стали настолько прагматичны и живем сегодняшним клиповым днем, что не смотрим на звезды? Если это так, то это печально.
Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания, от +5 до -5): +3
Пси-Индекс (охраны психического здоровья): +3